С помощью образов любви родителей, выявленных по исследуемой группе, выбор ориентировочной основы женщин строится с помощью компонентов 1.1. и 4.1. ООД:
- взгляд на ситуацию глазами партнера;
- построение схемы совместного действия.
Таким образом, можно сказать, что поведенческий компонент образа любви матери детерминирует стратегию родительства самой женщины, побуждает ее к заботе о своем ребенке, главным образом, о его физиологических потребностях.
В отношении женщин, состоящих в официальных семейных отношениях, представления о родительской любви согласованы в межролевом отношении, характерные для традиционной семейной структуры. Эмоциональный компонент образа любви матери не влияет на взаимодействие женщин в конфликтной ситуации. Т.е. другими словами по мнению женщины в конфликтном взаимодействии она не взирает на эмоциональное развитие отношений с матерью с детстве, а использует его, предположим, в других целях, в других случаях семейного взаимодействия и собственного родительства. У женщин рассматриваемой выборки преобладают такие компоненты ООД, как:1.1., 3.1., 3.2., 4.1.:
- взгляд на ситуацию глазами партнера;
- учитывает свои потребности и мотивы
- рассматривает функции партнера в реализации собственных интересов
- способна построить схему совместного действия.
Таким образом, можно предположить, что эмоциональный компонент образа любви матери не влияет на ориентировку, поведенческий компонент образа любви матери (см. Приложение, табл. 5) определяет ориентировку в конфликте. Если рассмотреть использование женщиной схемы ООД, она способна посмотреть на ситуацию глазами партнера, она способна полностью проанализировать свои возможности в отношении к партнеру (свои потребности и функции партнера для их удовлетворения), а также построить схему совместного действия, т. е. использование только первого шага, первое "звено" в цепи по выработке оптимальной структуры совместного действия с распределением ролей. Поведенческий компонент определяет некоторую операциональность ориентировки, однако, нужно отметить ее развернутость.
В отношении особенностей образов родительской любви женщин, состоящих в официально не оформленных семейных отношениях, можно сказать о том, что в формировании личности женщины наиболее выражен когнитивный компонент образа любви матери и эмоциональный компонент образа любви отца. Можно предположить о том, что структура представления о родительской любви несколько нарушена, рассогласована в межролевом отношении. Когнитивный компонент соответствует образу любви матери рассматриваемой группы женщин. Он формирует уважение, передает представление о том, что есть родительская любовь. Образ любви, в рассматриваемом случае строится в форме запроса - ожидания от дочери его реализации. Когнитивного компонент образа любви матери влияет на такие сферы конфликтного взаимодействия, связанные с родственниками и друзьями и с рассогласованием норм поведения, т. е. рассогласованность образов родительской любви влияет на собственные взаимоотношения женщины в конфликте. Образ когнитивного компонента матери передает знания, представление о родительской любви и родительстве, учитывая реальные особенности личности женщины, что не мало влияет на конструктивный взгляд в конфликтных и межличностных взаимодействиях. У испытуемых рассматриваемой выборки женщин очень высоко организована эмоциональная эмпатия, что делает их более "проницательными" во взаимоотношениях с партнером, чем женщин из остальных групп, но они не способны проанализировать свои возможности в отношении к партнеру (определить свои потребности и мотивы и функции партнера в реализации собственных интересов).
В отношении группы одиноких женщин нужно отметить, что развит эмоциональный компонент образа любви матери, представлен в качестве "положительное - отрицательное" см. Приложении, табл.4). В рассматриваемом случае согласованная в межролевом отношении структура родительской любви. Влияние образа когнитивного компонента любви отца влияет на все сферы конфликтного взаимодействия (используемые в методике нашего исследования). Образ эмоционального компонента любви матери влияет на такие сферу конфликтного взаимодействия, как взаимоотношения, связанные с родственниками и друзьями, нарушение ролевых ожиданий, доминирование одним из партнеров и из-за разности отношения к деньгам (см. Приложение, табл.5, табл.7, табл.8). Эмоциональный компонент образа любви матери не влияет на ориентировку женщины в конфликте. Таким образом можно сказать о само большом влиянии Родительской любви в ориентировке по выходу из конфликта рассматриваемой группы женщин, в которой не принимает участие эмоциональный компонент образа любви матери (см. Приложение, Диагр.2). Большое влияние образа родительской любви матери на женщину влияет на характер конфликтного взаимодействия, но не участвует в ориентировке по выходу из конфликта. Нельзя определенно сказать, что данная структура напоминает "жесткий тип" отношений (В. К. Шабельников, 1999), но однозначно влияет на механизм идентификации женщины, рассматриваемой выборки с собственной родительской ролью.
II.3.2. ЛЮБОВЬ ОТЦА
Касательно особенности образа родительской любви у женщин с неполными семьями, можно сказать о том, что определен эмоциональный компонент родительской любви отца (см. Приложение, табл.1), имеет качество "должное-необязательное" (см. Приложение, табл.4), что указывает на образ ответственной взрослой личности образа родительской любви отца. Рассматривая с точки зрения влияния на взаимодействие в конфликтной ситуации эмоциональный компонент образа родительской любви отца влияет на взаимодействия женщин в таких сферах конфликтного взаимодействия, как родственники и друзья, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование норм поведения и доминирование одним из партнеров. Эмоциональный компонент образа любви отца отражается почти на всей сфере конфликтного взаимодействия женщин исследуемой группы. Влияет на развитие полоролевых, межличностных отношений, отвечающих за семейные взаимодействия. Ориентировка в конфликте свернута, не дифференцирована (см. Приложение, табл.5, табл.7). Женщина способна посмотреть на ситуацию глазами партнера, однако, сразу прибегает к построению схемы совместного действия, что, можно предположить, мешает выработать оптимальную структуру совместного действия с распределением ролей.
Касательно, группы женщин, состоящих в официально оформленных отношениях, можно сказать том, то представления о родительской любви традиционные, согласованы в межролевом отношении: когнитивный образ любви отца и эмоциональный - матери. Когнитивный образ любви отца строит сценарий женщин в конфликтных сферах нарушения ролевых ожиданий и проявление ревности; Оба образа родительской любви и отца, и матери имеют такое качество, как "должное-необязательное", что определяет ответственность со стороны образа родителей (см. Приложение, табл.4). Можно предположить, что при дублировании родительства, с собственными детьми женщины четко представляют себе функции и опираются больше на когнитивный компонент образа любви отца. У женщин рассматриваемой выборки преобладают такие компоненты ООД, как:1.1., 3.1., 3.2., 4.1.:
- взгляд на ситуацию глазами партнера;
- учитывает свои потребности и мотивы
- рассматривает функции партнера в реализации собственных интересов
- способна построить схему совместного действия.
Таким образом, можно предположить, что эмоциональный компонент образа любви матери не влияет на ориентировку, поведенческий компонент образа любви матери (см. Приложение, табл. 5) определяет ориентировку в конфликте. Если рассмотреть использование женщиной схемы ООД, она способна посмотреть на ситуацию глазами партнера, она способна полностью проанализировать свои возможности в отношении к партнеру (свои потребности и функции партнера для их удовлетворения), а также построить схему совместного действия, т. е. использование только первого шага, первое "звено" в цепи по выработке оптимальной структуры совместного действия с распределением ролей. Поведенческий компонент образа любви и отца и матери определяет некоторую операциональность ориентировки, однако, нужно отметить ее развернутость (см. Приложение, табл.5).
В отношении особенностей образов родительской любви женщин, состоящих в официально не оформленных семейных отношениях, необходимо сказать о том, что в формировании личности женщины наиболее выражен эмоциональный компонент образа любви отца. Можно предположить о том, что структура представления о родительской любви несколько нарушена, рассогласована в межролевом отношении. Используя результаты Курсовой работы на тему "Влияние эмпатии на взаимодействие в конфликте", 2003 г. (см. Приложение, табл.6), рассматриваемая нами группа выборки имеет самый высокий уровень эмпатии и низкий уровень конфликтности самой женщины (см. Приложение, диагр.1). Здесь мы получили то, что за такой высокий уровень эмпатии, как высокой развитости эмоционально-аффективной сферы личности женщины, отвечает эмоциональный компонент образа отца. Эмоциональный компонент образа любви отца активно участвует в решении женщиной конфликтной ситуации (во всех сферах используемой методики) (см. Приложение, талб.5, табл.7). Но самые высокие статистически значимые результаты получены в сферах конфликтного взаимодействия, связанного с воспитанием детей и нарушением ролевых ожиданий, т. е. на межролевые отношения и отношениях, относящиеся к собственным детям: формирование себя, как родителя по отношению к своим детям (см. Приложение, табл.3).