Смекни!
smekni.com

Влияние родительской любви на ориентировку женщины в конфликте (стр. 3 из 15)

Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери, обогащать их духовный мир (Г. Г. Филиппова, 1999).

I.1.1. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семья - это сложное социальное образование. Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и т. д. каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика - потребительские аспекты семьи и участие в производстве материальных благ и услуг. Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками и кросскультурными исследованиями. Демография - роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика - ее воспитательные возможности. Если рассматривать семью, как систему, система подвижна и пластична за счет взаимной подвижности элементов, а относительно сохранна и крепка именно за счет прочности и сохранности своих элементов. Очень заметным и доступным является объяснение этой системы в подходе В. К. Шабельникова (2004). Опираясь на труды таких философов, ученых, как Г. В.Ф. Гегель, К. Маркс, он отмечает, что семья и семейные отношения, как система находится в иерархии с другими системами. Напоминая принцип матрешек, - одна входит, подчиняется, наполняет другую подсистему. Данный принцип может развиваться в направлении от частного к общему, и от общего - к частному. Существование любой системы становится возможным благодаря механизму "свертывания (заворачивания)" материальных процессов. Свертывание выступает дважды (В. К. Шабельников, 2004):

как разделение единого целого

- как объединение материальных процессов в "кольцевые и петлевые" системы, противостоящие своему окружению.

"Разворачивание" несет функцию "локализации во всех звеньях" цепи системы.

Свертывание процесса одновременно есть и его развертывание, т. к. внутри петлевых процессов развиваются свои внутренние противоречия, которые приводят к развертыванию внутренней формы петли на множество других "кругооборотов". "В форме кругового движения содержится возможность саморегуляции и саморазвитие системы". Абсолютным саморазвитием "круговращением" обладает лишь природа. В.К. Шабельников (2004) говорит о необходимости функционального подхода к объяснению строения систем в психологии.

Семья - система не естественно-природного происхождения, но социально - биологического. Это обстоятельство не влияет на функцию системы - ее саморазвитие, детерминированное другой, управляющей системой. "…Функция системы - это не абстракция, не тощее определение роли системы, а материально организованная активность, направляемая конкретной структурой противоречий, снимаемых системой…" (В. К. Шабельников, 2004). В саморазвитии систем главную роль играет их внутренне противоречие, порождающиеся в ходе своего развертывания и разрешения в конкретные формы систем.

С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей (В. С. Торохтий, 1996). Благополучный - их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны:

- с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи ("снисходительная, потворствующая гиперпротекция" и "чрезмерная опека").

- с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума). Неблагополучный (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции (48, Е. М. Артамонова) - нормативную и сравнительную.

Согласно концепции В. К. Шабельникова (2002) о структуре обществ, детерминированной особенностями культурных традиций существует два типа общества: "жесткий тип общества" - малоподвижный, с консервативной устойчивостью, сохраняющий формы в изменяющихся условиях. Рассмотрение типов взаимодействия семьи и общества предполагает соотнесение этих типов с функциями семьи в организации разных социальных систем (Шабельников В. К, 1999).

"Жидкий тип общества" - с более подвижной структурой, принимающий формы в связи с быстро меняющимися условиями биосферы и мирового хозяйства. Эта схема имеет отражение в воспитании личности ребенка. "Жесткий" - задает каждому человеку место и функции в соответствии с его рождением и местонахождением в обществе. "Жидкий" - любое смешение этнических социальных групп приводит к формированию взаимопроникающей рефлексии структур и образованию тенденций "жидких" структур. "Жидкий тип" (текучий, демократический) характерный тип взаимоотношений и воспитания детей для стран Европы. "Жесткий тип" (авторитарный) характерен для семей стран Азии. Личность, развивающаяся в такой семье, не является субъектом своей деятельности, а действует в логике своей семьи. В.К. Шабельников выделяет следующие типы семьи. Традиционная семья, лежащая в основе структурирования родовых и этнических социальных систем. Такая семья отличается развитостью сложных внутрисемейных и межсемейных отношений, создающих устойчивую структуру общества (рода, этноса, клана). Жизнедеятельность такой семьи непосредственно определяется ее функциями в биосфере, по отношению к которой семья выступает как базисная социальная система, обеспечивающая биосферные функции человека и создающая основы социальной организации рода. Второй тип семьи - семья, включенная в конкурентные ей системы организации общества: государственные, рыночно-производственные, и новые формы социальной организации, только еще формирующиеся на волне кризиса рыночно-производственой системы и не получившие ясной характеристики в современной науке (1999). В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка (А. В. Литвинова, 2004).

Семьи различаются степенью напряжений в организации гештальта семейного пространства. Разрешая возникшие противоречия, члены семьи, стремятся уравновесить напряжения семейного гештальта, чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения хорошего семейного гештальта. (Литвинова А. В., 2004).

По мнению российских социологов (С. И. Голода, А. А. Авдеева и др.), в настоящее в Росси функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений: патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный; супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня - это "брак добрых друзей", объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей (В. Н. Дружинин, 2001).

В психологии существует, по крайней мере три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. В. Винникот). Бихевиористская модель семейного воспитания (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура) и гуманистическая модель семейного воспитания (А. Адлер, К. Роджерс, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Сатир). В этой главе речь пойдет о стиле воспитания не в общепринятом понимании, а в большей степени о взаимоотношениях родителя с ребенком, как своеобразном методе воспитания. Стиль семейного воспитания является неотъемлемой составляющей родительства, влияет на характер воспитания сформированность любви родителей к своему ребенку. Стиль взаимоотношений родителя с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы (С. В. Ковалев, 1988). Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного отклоняющегося, девиантного поведения (Ц. П. Короленко, 1990, Р. В. Овчарова, 2003). Гиперопека - детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу не полноценности и выражается в низкой самооценке. Предъявление непомерных требований - требования, предъявляемые к ребенку чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), может иметь различные оттенки: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими. Возможно возникновение комплекса вины. Непрогнозируемые эмоциональныe реакции со стороны родителей, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Постепенно неуверенность в себя становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношение с другими людьми. В результате - конфликтные отношения, неверия в стабильность дружбы, брака и т. д. Гипоопека - недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, слабо развита воля. Рядом авторов подчеркивается, что нарушения системы семейного воспитания, дисгармония отношений "мать-дитя" является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Самая развернутая типология представлена, например, А. Е. Личко (1983) и Э. Г. Эйдемиллер (2000).