Исследованием проблем профессионального становления личности занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, У. Мозер, Е. Бордин, Э. Роу и др. утверждают, что ведущая роль в профессиональном становлении принадлежит различным формам потребностей. Д. Тидеман, О Хара, Д.Сьюпер изучают профессиональный выбор как систему ориентировок в различных профессиональных альтернативах и принятии решений. Исследователи Ш. Бюлер, Э. Гинцберг, Э. Шпрангер и др. считают, что выполнение общих видов деятельности приводит к формированию у людей сходных черт личности, позволяющих вывести типологию людей по группам профессий и дать психологическую характеристику личности профессионала. Таким образом, зарубежные психологи исследуют результативную сторону становления профессионала, полагая, что каждый человек предназначен для определенного вида деятельности. [8]
В свою очередь, отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.М. Эткинд и др.) основное внимание обращают на процесс формирования личности в профессиональной деятельности, подчеркивая компенсаторные моменты психики человека, большие возможности развития его профессиональных способностей и самосовершенствования.
Профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В.А. Бодров). Следовательно, деятельность задает требования к личности, выступает как стимул ее развития и условием формирования ее черт и качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.
Таким образом, профессиональное становление - это одна из форм развития личности. А.К. Маркова, говоря о профессиональном становлении, называет этот процесс профессионализацией, подчеркивая при этом, что «в целом профессионализация - это одна из сторон социализации».
В.А. Бодров, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др. подчеркивают, что профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы). Несмотря на расхождение в их названиях, количестве, возрастных границах, все исследователи выделяют:
1) Стадию подготовки к выбору профессии;
2) Стадию профессиональной подготовки;
3) Стадию профессиональной деятельности.
Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного похождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения и т.д.
В центре внимания данной работы находится вторая стадия профессионального становления личности - период профессионального обучения, также имеющий определенные этапы. Так, Н.И. Иванов и А.В. Черенков выделяют предварительный, общенаучный и специальностный периоды профессионального обучения в зависимости от временного периода обучения, скорее напоминающие этапы обучения студентов, которые, не отражают изменений в личности студентов. А.Б. Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде последовательного прохождения трех этапов - переходного (1-3 семестр); накопительного (4-7 семестр); определяющего (8-10 семестр). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом. [9]
Следовательно, в период профессиональной подготовки необходимо учитывать гетерогенность и гетерохронность формирования и развития различных групп личностно - индивидных особенностей студента, так как главной целью обучения в Вузе считается формирование и развитие профессиональных способностей и качеств личности будущего специалиста.
Существуют различные подходы к критерию профессионального становления студента в современных условиях высшего образования. По мнению ряда авторов, подготовка студентов к профессиональной деятельности определяется в Вузе уровнем их успеваемости, выраженной в баллах. Это своеобразная форма диагностики и прогнозирования степени отдачи будущего специалиста, а также показатель деятельности Вуза в решении учебно-воспитательных задач. Вместе с тем, иногда оценку успешности обучения считают очень неоднозначным, а иногда и неадекватным показателем. На наш взгляд, тем не менее, без учета и анализа этого формализованного параметра оценки результатов обучения при характеристике профессионального становления специалиста в Вузе не обойтись.
Изучению личностно-индивидных особенностей развития личности студента в процессе обучения в Вузе посвящен ряд исследований. Так, Б.В. Блинов и В.П. Петров установили, что каждая стадия процесса профессионального развития студента характеризуется своим психологическим новообразованием; каждая группа профессионально важных качеств имеет свой период наиболее интенсивного развития; становление же их различных групп свойств происходит по динамическим схемам, аналогичным онтогенетическому развитию в целом. Н.М. Пейсахов показал, что фактором, обусловливающим успех деятельности, являются не отдельные психические процессы и свойства личности, а их структура; при этом деятельность более успешна тогда, когда ведущую роль играют волевые качества, а не эмоциональная реактивность; основой оригинального образного мышления является уровень развития памяти, интеллектуально-эмоциональной активности. [7]
2.2 Исследование способностей студентов к профессиональной деятельности современного психолога
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В. Богословский, В.А. Маркелова). Становится очевидным, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализации и социализации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Э.А. Голубева, В.И. Киреенко, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.). [11]
Большинство ученых положительно решают вопрос о наличии специальных способностей к профессиональной деятельности психолога (Н.А. Аминов, Н.В. Бачманова, М.Р. Битянова, М.В. Можжанов, Р.В. Овчарова, Н.А. Стафурин и др.) Так, А.А. Деркач отмечает, что специфические для профессии психолога особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала - психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями человека, так и характером его труда, спецификой объекта. Н.А. Аминов и М.В. Молоканов установили, что для психологов с исследовательской ориентацией характерны более выраженная готовность к контактам, эмоциональная холодность и рационализм в установлении контактов, сдержанность и общая интеллектуальность при выраженном интересе к человеку. Психологов с практической ориентацией отличают готовность к контактам, умение их поддерживать, умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, умение эмоционально притягивать к себе других людей, интеллектуальность, высокая чувствительность, облегчающая ориентацию в эмоциональной сфере клиента, склонность к повышенной ответственности за свои действия, опора на себя при принятии решений. [12]
В тоже время есть и другая точка зрения. Так, К.А. Рамуль отрицает существование, а соответственно и необходимость выделения специальных, профессионально важных качеств для психолога. Психолог-теоретик, по мнению этого ученого, должен обладать теми же качествами, которыми обладают ученые-исследователи других областей знания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в деятельности психологов, по мнению большинства исследователей, существуют специальные способности и свойства, значимые для успешной профессиональной деятельности, а структура профессионально важных качеств различна для психологов-исследователей и психологов-практиков.
Так, по результатам обследования общей выборки первокурсников 4-х лет поступления (2002, 2003, 2004, 2005 гг.) в рамках базы данных Гуманитарного центра, занимающегося подготовкой социальных психологов, получены следующие данные, характеризующие личностно-индивидные особенности студентов первого курса.
Высокие показатели получены по ряду параметров: по методике Кеттелла - «общительность» (средний балл - 8,79), «эмоциональная устойчивость» (8,79), «нормативность поведения» (8,61), «смелость» (8,05), «чувствительность» (7,47), «радикализм» (8,84); по опроснику УСК - «общая интернальность» (8,68); по опроснику FPI - «открытость» (9,33), по методике «Корректурная проба» - «концентрация внимания» (0,8). Низкие значения наблюдаются по следующим параметрам: по методике Кеттелла - «конкретность» (4,42), «доверчивость» (4,72), «расслабленность» (4,53), по опроснику УСК - «экстернальность в области здоровья и болезни» (0,98), по опроснику FPI - «доброжелательность» (3,63), «уверенность в себе» (3,32). Все остальные переменные по личностным опросникам имеют средние значения. Отметим, что, согласно результатам методики «ОА», у первокурсника преобладают направленность на себя (27,2) и на дело (26,97).
Исходя из вышеизложенного, обобщенный психологический портрет типичного первокурсника факультета психологии Гуманитарного института выглядит следующим образом. Это общительный молодой человек, стремящийся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности, характеризующийся доверчивостью, благожелательностью по отношению к окружающим, не испытывающий трудностей в установлении социальных контактов, активный, склонный к риску, эмоционально зрелый, устойчивый, способный к соблюдению общественных моральных норм, и правил поведения, настойчивый в достижении цели, прямолинейный, имеющий высокую степень интернальности, развитую способность к эмпатии, скептичный, склонный к эксперименту в жизни; его отличают хорошая концентрация внимания и наличие средне-слабой нервной системы. При этом ему свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность; также наблюдается низкий уровень субъективного контроля в области своего здоровья. Он ориентирован на прямое вознаграждение, активен в достижении своего статуса, склонен к соперничеству; вместе с тем его характеризуют заинтересованность в решении деловых проблем и ориентированность на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.