Рисунок №6. Высокая степень контроля в почерке. Угловатость. Узость формы. Приемлемые расстояния между строками и словами. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н».
«Подьем11» второго абзаца. Автор почерка – эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого – он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание.
Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей обьективности (что говорит о субьективности). Намеренно демонстрирует свое расположение к людям.
Рисунок №7. Максимальная заполненность листа (нет полей со всех 4 сторон). Вид «общей массы». Раздельное написание. Форма – скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона.
Автор почерка – мужчина, доминантная личность. Ему присуща грубоватая чувственность. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Высокий болевой барьер. Экстравертен. Громко и много говорит, перебивая собеседника. Плохо ориентируется в бытовых жизненных ситуациях, упускает мелочи. Живет «здесь и сейчас», нетерпелив и порывист. Имеет отличные руки – может мастерить, строить, расположен к технике или физическим усилиям. Испытывает перепады настроения, субьективен. Трудно дается выбор верной дистанции в межличностном общении.
Рисунок №8. Необычный почерк. Левый наклон. Отсутствие нюансов цвета и нажима. Плохая читабельность. Сильный нажим. Неровность строчек. Средняя зона букв тянется и занимает место в верхней – вопреки стандарту (см. «н», «р», «ь»). Одновременно – укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность. Надлом верхней зоны - «б», «т».
Автор почерка - индивидуалист и всячески подчеркивает это. Обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. Пытается выглядеть умнее, чем есть и производить впечатление высокоинтеллектуального человека, но это только видимость. Проблемы в интимных отношениях. Отстраннен, искренние отношения ему незнакомы. Хитер, манипулятивен, пользуется для этого своей интуицией. Неблагонадежен.
Рисунок №9. Почерк вызывающе нестандартен. Правонаклонность, узость, упрощенность, низкая читабельность. «Налезание» нижней зоны на чужую территорию – соседние строчки. Колебания формы, наклона, размеров, расстояний. Интенсивность импульсов, резкая угловатость. «Вылезание» средней зоны на место верхней («з», «д»), почти полное отсутствие полей. Резкий надлом верхней зоны – «б».
Автор почерка – мужчина, основные мотивы личности которого – это внутренний протест, гнев, хроническая обиженность и мрачное восприятие жизни. Строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. Эмоциональная зажатость, частично вызванная подавляющим воспитанием со стороны отца пишущего. Человеком владеет и сопровождает по жизни ощущение «жертвы», обиженного и оскорбленного. Для него характерны – жесткость и отсутствие душевной близости в отношениях.
Рисунок №10. Почерк – разделен, фигурист, стилизован. Колеблющийся прямой наклон. Закручивающиеся вовнутрь движения (петля и возвращающийся к центру хвостик «б», буква «с», «о» и др.). Непродуктивные с точки зрения написания, элементы и излишества ( см. «д», «у», «з», «й» и др.). Одновременно – теряющие прямоту строчки, неравномерные расстояния между ними. Нижние элементы букв «залезают» на территорию нижеследующих строк. Промежутки между словами также неравномерны, с тенденцией к уменьшению. Заполненность пространства целиком.
Автор почерка – представительница классической «маски», ставшей «второй натурой». Этой женщине присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж – важнее истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях, словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична.
«Прогибание» перед трудностями, страх за будущее. Критичность, неспонтанность, эмоциональное восприятие, субьективность суждений.
Пишущей присуща демонстративная, искусственная жертвенность, рассчет, материальность. Это своего рода – компенсация, замена потребности в душевной близости и тепле, не полученных в семье в детстве и отсутствующих во взрослой жизни, но до сих пор так остро желаемых. Для всего этого и необходима такая «маска». [4, 56-64]
Графологический анализ №1 (приложение 2, рисунок 1).
Характеризует человека как открыто выражающего чувства, свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Средний нажим письма, говорит, о значимости внешних и внутренних ценностей. Открыт для понимания, проявляет настойчивость в утверждении своих планов. Склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости. Осторожность мышления, устремления к духовным целям. Проявляет любовь к семейному очагу, желание держаться своего узкого круга родных. Есть проявление гордости, которая проявляется, в гордости за свой дом, или семью.
По итогам суммирования баллов, достигший такой суммы очков отличается честностью и добропорядочностью, имеет сильную, устойчивую психику, отважен, полон инициативы и решительности, смекалист.
Выводы: анализ по отдельным характеристикам, детальный и раскрывает полностью основные качества личности. Данная характеристика совпала с основными чертами испытуемого, что говорит об успешности эксперимента. Метод суммирования баллов, говорит лишь о поверхностных качествах, таким образом, данный метод не может быть пригодным для использования научного исследования.
Графологический анализ №2.
(приложение 2, рис.2)
Высокая степень контроля в почерке. Почерк узкий, правонаклонность, форма букв угловатая. Связанность, но короткие окончания слов. Падающие строчки. Ход строчек неровный. Нажим – средний до сильного. Автор почерка, старается всеми силами «держаться на плаву», и это ей удается. Это личность, крайне критичная к себе, готовая на самопожертвование. Пока она не расслабится, не научится не только отдавать, но и получать, ценить себя и не чувствовать вины там, где ее нет, пока она не выставит к окружающим ее людям такую же высокую планку требований, которую ставит только себе – описанный сценарий будет повторяться и дальше.
Графологический анализ №3.
(приложение 2, рис.3)
Максимальная заполненность листа. Раздельное написание. Форма – скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона.
Автор почерка – эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого – он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей обьективности. Намеренно демонстрирует свое расположение к людям.
В заключение необходимо немножко сказать об ограниченных возможностях графологии.
Первое. Бывают случаи, когда очень трудно узнать пол человека, написавшего текст.
Второе. По почерку очень сложно бывает определить возраст написавшего текст.
Третье. По почерку почти невозможно определить социальное или семейное положение человека: находится он в браке или нет, количество детей, конкретную профессию, уровень заработка и т.п.
Четвертое. Анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека.
Пятое. Обычно анализ почерка не дает возможности выявить физический изъян, если он не отражается на умственных способностях или психическом состоянии человека.
Данный эксперимент, является успешным, так как данные исследования полностью соответствуют основным качествам испытуемых.
1) Алесковский С.Ю., Я.В.Комисарова. Основы графологии. – М.: Юрлитинформ, 2006, 230с.
2) Айк Надж, Наджимов О. К. Как узнать характер человека по его подписи или практическая графология, psy-portal.ru.
3) Маяцкий В.А. Графология. – М – 2007, 245с.
4) Моргенштерн И.Ф. Психографология. – М.: Золотой век, 2004, 196с.
5) Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь – 2001, 180с.