- то, что читая книгу, мы не замечем свой нос.
- то, что войдя с солнечной улицы в тёмное помещение,или на наоборот, мы сначала ничего не видим?
Это происходит, потому что при переходе от темноты к свету наступает временное ослепление, а затем чувствительность восстанавливается. Это явление называется световой адаптацией, обратное явление — темновая адаптация — наблюдается, когда человек из светлого помещения переходит в почти неосвещенное помещение. В первое время он почти ничего не видит из-за пониженной возбудимости фоторецепторов и зрительных нейронов. Постепенно начинают выявляться контуры предметов, а затем и их детали (вследствие повышения чувствительности фоторецепторов и зрительных нейронов). Повышение световой чувствительности в темноте происходит неравномерно: в первые 10 мин она увеличивается в десятки раз, а затем, в течение часа, в десятки тысяч раз. Это связано в основном с восстановлением зрительного пигмента палочек родопсина.
Используемая литература:
1. Маклаков А.Г. « Общая психология». СПб, 2004.
Тема Б: Педагогика межнационального общения.
1. Цели и задачи воспитания культуры межнационального воспитания.
После распада Советского Союза, вопросы межнационального общения, которые существовали, резко обострились и стали огромной проблемой не только внутри небольшого населённого пункта, но и в масштабе государства. В условиях политической нестабильности, а также социальной трудности, эта проблема резко обострилась. Основным путем решения проблемы межнационального общения являлось воспитание у подросткового поколения чувства уважения к детям другой национальности, культуры. На классных часах, в индивидуальных беседах, педагог должен разъяснить учащимся сегодняшнее положение, раскрывать и показывать положительные черты традиций обычаев, представители другой культуры, нации. В том случае если учащиеся видят, что их «иностранец», является представителем народа огромной культуры, положительных традиций и обычай, то отношение к нему непременно меняется в лучшую сторону. Одним из эффективных путей улучшения межнационального общения является общая деятельность, в которую включены дети другой национальности. Индивидуальная или групповая помощь детям другой национальности в учебе, освоения языка и т.д. Необходимо дать ребёнку другой национальности проявить лучшие качества, проявить себя с положительной стороны и должным образом в жизни коллектива, класса. Таким образом, межнациональное общение должно строиться на равноправии, уважении каждой личности и на основе законов принятых в Российском обществе и общечеловеческих ценностях. Задача педагога заключается в том, что, на классных часах, индивидуальных беседах, раскрывать не только самоценность каждого ученика, но и формировать у учащихся мысль о том, что без другого человека, других людей, он не может прожить, существовать в этом мире.
2. Воспитание патриотизма интернационализма.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм.
Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Для восстановления истинного значения в понимание интернационализма образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера). Также реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
3. Воспитание веротерпимости и толерантности.
Начнём с определения этих двух слов: Веротерпимость - терпимое отношение к той или иной религии, допущение государством свободы вероисповедания. Толерантность- качество, которое предполагает терпимое, человечное, спокойное отношение к другому человеку, независимо от его воспитания внутренних особенностей, духовного мира и т.д. И как видим эти два определения имеют схожие слова терпение, терпимое отношение и т.д.. Это всё является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека. Ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии.Образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.Принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп.Ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы
(«социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим.Фундаментом веротерпимости и толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.Веротерпимость и толерантность – это активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
Литература.
1. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8.
2. Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания - личность:
(Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 - 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов н/Д., 1999. - Т. 4. - С. 223 - 225.
3.Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор
А.О.Чубарьян
4.Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35.
5.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222.
6. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994.
7. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510.
8. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)».
//Народное образование,2002, №1, с.255 – 263.
9. Философский энциклопедический словарь. М.,1997,с.89.