Смекни!
smekni.com

Межличностная аттракция 2 (стр. 4 из 12)

Другие исследования также показали, что простое предвосхищение взаимо­действия увеличивает симпатию. В ходе одного исследования студенты колледжа согласились на предложение психологов в течение пяти недель ходить на свида­ния. Испытуемым были показаны видеозаписи различных людей, распределенных случайным образом на предпо­лагаемых партнеров по будущему свиданию, и тех, с кем свидания не планируют­ся. Партнеры по будущему свиданию нравились испытуемым значительно чаще. В целом если мы знаем, что нам предстоит взаимодействовать с кем-то в будущем, мы склонны усиливать позитивные качества этого человека и игнорировать или сводить к минимуму негативные. Стремление к когнитивной согласованности мотивирует нас симпатизировать своим соседям, товарищам по комнате и другим людям, находящимся в пространственной близости от нас.

Существуют, разумеется, исключения в отношении симпатии, связанной с пространственной близостью. Иногда никакое количество когнитивной пере­оценки не убедит нас в том, что грубая секретарша из нашего офиса в действи­тельности очень милая женщина или что наша дерзкая и упрямая сестренка (365) в действительности маленький ангел. Пространственная близость с наибольшей вероятностью способствует возникновению притяжения, когда взаимодействую­щие люди имеют сходные аттитюды и цели. На самом деле, когда между людьми присутствуют изначальные антагонизмы или конфликты, пространственное сбли­жение и увеличение количества контактов может, наоборот, усиливать негатив­ные чувства.

Знакомство

Люди, рядом с которыми мы живем или работаем, становятся нашими знакомы­ми, и это знакомство может усиливать межличностное притяжение. Даже сам по себе тот факт, что мы часто попадаемся на глаза другому человеку, может усили­вать для него нашу привлекательность. Этот эффект простого предъявления был продемонстрирован Робертом Зайонцом и его коллегами.

В одном из исследований Зайонц демонстрировал студентам колледжа фотографии людей. Некоторые лица показывались по 25 раз, другие только один или два раза. После этого испытуемые указывали, насколько им понравилось каждое лицо и насколько, по их мнению, им мог бы понравиться сам изображенный чело­век. Результаты представлены на рис. 8.1. Чем чаще испытуемые видели лицо, тем чаще они сообщали, что оно им нравилось, и полагали, что им бы понравился и этот человек. Такой же результат был получен в ситуации многократного предъявления испытуемым реальных людей. В другом исследовании Морленд и Бич привлекли четырех студенток колледжа в качестве по­мощниц в проведении полевого эксперимента. Предварительное тестирование показало, что все студентки оценивались как в равной степени привлекательные.


В ходе основного исследования каждая студентка посещала занятия довольно объемного лекционного курса по социальной психологии, изображая слушатель­ницу этого курса. Каждая студентка посетила разное число занятий — 1,5, 10 или 15 раз в течение семестра. По окончании семестра студентов группы попросили оценить каждую из них на основании продемонстрированных слайдов. Чем чаще студенты видели девушку в течение семестра, тем чаще они говорили, что она им нравится.

Другая оригинальная демонстрация эффекта знакомства связана с реакцией людей на собственное лицо. Человеческие лица не являются абсолютно симмет­ричными; левый глаз может находиться немного выше правого, улыбка чуть искривляться, волосы расчесываться на правую или левую сторону и так далее. Наши знакомые видят наше лицо таким, каким оно выглядит со стороны внешнего наблюдателя. А сами мы видим другое лицо — зеркальное отражение того, что ви­дят наши знакомые. Для нас правый глаз находится чуть выше, волосы расчесаны на левую сторону и так далее.

В соответствии с принципом простого предъявления наши знакомые должны предпочитать наше лицо в более привычном ракурсе, мы же должны предпочи­тать наше зеркальное изображение. Исследование подтвердило этот прогноз. Экспериментаторы фотографировали студенток коллед­жа и показывали эти фотографии самим студенткам и их знакомым. Некоторые фотографии представляли собой обычные снимки, другие же были сделаны с об­ратной стороны негативов (то, что мы можем увидеть в зеркале). Сами студентки предпочли свое зеркальное изображение (68 против 32%). Их знакомые, однако, предпочли обычные снимки (61 против 39%). Каждому больше нравилось то ли­цо, которое он чаще всего видел.

Объяснение эффекта знакомства

Почему знакомство увеличивает расположение? Во-первых, неоднократное вос­приятие способствует узнаванию, и это оказывается полезным шагом на пути к возникновению симпатии. Однако эффекты простого предъявления возникали и тогда, когда испытуемые оказывались не в состоянии опознать человека или оцениваемый объект. Во-вторых, по мере того как люди становятся нам более знакомыми, они становятся и более предсказуемыми. Чем чаще мы сталкиваемся с новой соседкой по дому, тем больше мы узнаем ее и тем лучше мы можем прогнозировать, как она будет вести себя в лифте или прачеч­ной комнате. В результате мы чувствуем себя в ее присутствии более спокойно. Третье следствие простого предъявления состоит в том, что мы склонны пола­гать, что другие люди походят на нас самих. Ранее описанное исследование Морленда и Бич, в ходе которого студентки посещали заня­тия лекционного курса по социальной психологии от 1 до 15 раз, относилось и к этому вопросу. Студенты расценивали девушек, часто посещавших занятия, как более похожих на них в личном отношении, образовательной подготовке и планах на будущее.

Ограничения эффекта простого предъявления

Как вы можете догадаться, существуют и ограничения эффекта простого предъ­явления. Предъявление наиболее эффективно влияет на усиление симпатии (367) к человеку или объекту, который изначально воспринимается благосклонно или, по меньшей мере, нейтрально, но не в случае, когда изначальное восприятие нега­тивно. Указывая на это обстоятельство, Зайонц приводит в качест­ве примера человека, которого мы неоднократно видели в наручниках. Через не­которое время мы укрепляемся в убеждении, что он преступник. Исследователи подвергли эту идею экспериментальной проверке, демонстрируя испытуемым фотографии людей, изображенных положительно (как ученые), нейтрально (оде­тых в спортивные майки) или негативно (в полицейской процедуре опознавания подозреваемого).

Повторное предъявление позитивных и нейтральных фотографий увеличивало симпатию, однако оно не вызывало никакого эффекта в случае негативных фотографий.

Другое исключение в отношении связи между знакомством и симпатией воз­никает, когда двое людей имеют противоположные интересы, потребности или личностные черты. Они, конечно, могут не нравиться друг другу, но при этом имеют мало оснований испытывать друг к другу неприязнь. Однако по мере повторения контактов эти противоречия начинают накапливаться. Люди могут еще больше невзлюбить друг друга в результате частых контактов. Третье ограниче­ние состоит в том, что слишком большое число повторений может вызывать ску­ку и пресыщение (Bornstein, Kale & Cornell, 1990). Вероятно, существует некий оптимальный уровень предъявления, увеличивающий привлекательность до некоей максимальной отметки в зависимости от людей и конкретной ситуации.

Сходство

Другим важнейшим фактором межличностного притяжения является сходство. Нам чаще нравятся люди, которые похожи на нас своими установками, интереса­ми, ценностями, жизненным опытом и личностными качествами. Эффект сходства распространяется на дружеские отношения, назначение свиданий и выбор супругов. Старая поговорка «Птицы с одинаковым оперением собираются вместе» очень верна.

Одним из первых исследователей, продемонстрировавшим, что сходство приводит к дружбе, был Теодор Ньюкомб. Он арендовал большой дом вблизи Мичиганского университета и предложил студентам-мужчинам жить (368) в нем бесплатно в обмен на участие в своем исследовании. Перед тем как посе­литься, студенты заполнили опросники, касающиеся их установок и ценностей. Ньюкомб контролировал распределение студентов по комнатам таким образом, чтобы одни соседи по комнате обладали очень схожими установками, а другие имели крайне различающиеся аттитюды. К концу семестра соседи с изначально сходными установками в большинстве случаев понравились друг другу и в конеч­ном итоге стали друзьями; соседи с различными установками, как правило, испы­тывали друг к другу неприязнь и не становились друзьями.

Связь между сходством и симпатией находилась в центре внимания многих исследований. Донн Бирн и его коллеги изучали сходство аттитюдов. Для выявления других факторов, которые могли оказывать влияние на симпатию, таких как внешность или личностные черты, Бирн разработал технику иллюзорного другого (phantomothertechnique). В типичном исследовании участ­ники заполняют опросники, касающиеся их собственных установок. Затем они просматривают опросники, якобы заполненные другим человеком. В действитель­ности же не существует никакого другого человека (отсюда термин «иллюзорный другой»). Экспериментаторы намеренно пишут ответы либо сходные, либо уме­ренно сходные, либо совершенно несходные с собственными ответами испытуе­мых. Затем испытуемых просят указать, насколько, по их мнению, им мог бы по­нравиться этот человек. Результаты исследований, использовавших этот метод, показали, что сходство установок в значительной степени предопределяет симпа­тию. Чем больше сходство установок, тем больше уровень ожидаемой симпатии. Этот эффект был продемонстрирован в совершенно различных группах людей, включая детей, студентов колледжей, медицинских пациентов, стажеров-практи­кантов и больных алкоголизмом.