Смекни!
smekni.com

Что такое психология том 1 Годфруа Ж (стр. 104 из 115)

Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену семьи можно присвоить некоторое число, соответствую­щее его интеллектуальному уровню. Например, для каждого из роди­телей это число можно принять равным 30, а для новорожденного-0. Числа для остальных детей будут промежуточными соответственно их

Адаптация и творчество 443

2 ребенка д^—————
3 ребенка «^^ 4 ребенка ;<^ 1 ребенок -s^X Б детей "s^ ^-<»
6 детей &bsol;^^ &bsol;7 детей «&bsol;.^s ^—————
Вдетой &bsol;<'S.&bsol;
9 детей "'-^•~~-^-^^-&bsol; &bsol; рц^ о о рвтр-к„»и и Мярптя
SN^ ^&bsol;, &bsol; показали, что интеллектуальные
S ———ч -^ ^^^'«^AV———— способности старших детей в $. , ^^s^. • &bsol; семье в среднем выше. чем у
£ s ^"^s. ^^&bsol;. младших. В связи с этим Зайонц ш s ^^. / &bsol;с -3 'w^ &bsol;,^ п^пинуч гипптрчу гппягнп КО-
? ^ торой «интеллектуальная атмо-1 2345678wa&bsol; умственным уровнем ее Место в семье (по порядку рождения) чюнов

возрасту. Тогда для бездетной семьи индекс «интеллектуального клима­та» будет равен

(зo±ад=30;

2

после рождения первого ребенка он составит (30 + 30 + 0) _ ^

3

а когда спустя несколько лет родится четвертый ребенок, индекс по­низится до

(30+30+6+4+2+0)

= 11.

Из этого примера видно, что чем больше в семье детей, тем ниже ее общий интеллектуальный уровень и тем меньше вероятность того, что самые младшие дети будут иметь непосредственное и длительное об­щение с наиболее опытными членами семьи.

Для того чтобы преодолеть этот недостаток больших семей, Зайонц предлагает увеличивать промежутки между рождением детей и тем самым обогащать культурное окружение для новорожденных. Так, в нашем примере с четырьмя детьми этот индекс мог бы стать равным

(30 + 30 + 12 + 8 + 4 + 0) _ ^_

Однако, как отмечают Зайонц и Маркус, совершенно очевидно, что если в больших семьях и проявляется этот недостаток в плане интеллек-

144

Г. i ива 9



туального развития, то они имеют зато ряд преимуществ с точки зрения, развития личности. Эти исследователи обнаружили, в частности, что у детей, воспитанных в больших семьях, более выражено чувство «Я» социальной компетентности и моральной ответственности. Очевидно, что эти факторы играют в адаптации человека к социальной среде, по меньшей мере, такую же роль, как и интеллект.

Была выявлена еще одна сторона этого явления. В различных исследованиях у молодых американцев измеряли IQ с помощью теста школьной успеваемости SAT1. Результаты исследований показали, что измеренный таким образом уровень интеллекта заметно понизился за период с 1962 по 1974 год.

Исходя из своей гипотезы, Зайонц и Маркус предположили, что это снижение можно объяснить увеличением семей, связанным в боль­шинстве западных стран с послевоенным «беби-бумом». Кроме того, добавилось еще и то, что возрастная разница между детьми в семьях уменьшилась.

Вскоре мы, вероятно, сможем убедиться в верности этих представ­лений. За последние 20 лет число детей в семьях существенно снизилось, и эффект такого снижения должен проявиться к концу 80-х годов у молодых людей в возрасте 18-20 лет.

Однако следует заметить, что тест SAT, возможно, не самый на­дежный инструмент для измерения интеллекта. Кроме того, упомянутые выше положительные черты детей из больших семей могут быть выражены значительно меньше у детей из маленьких семей. При этом более высокие результаты теста SAT и лучшая школьная успеваемость могут быть связаны просто с большей адаптированностью к школьной среде в связи с более послушным и конформистским поведением, соответствующим требованиям традиционной школы.

Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?

Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Поэтому влияние школьной системы на интеллектуальное развитие ребенка может быть весьма значительным. В связи с этим мы вправе ожидать, что в школе все должно быть сделано для того, чтобы способности каждого развивались как можно лучше. А что мы имеем в действительности?

Чаще всего обычная школьная система представляет собой прямую противоположность жизни. Все здесь застыло и подчинено жестким правилам. Ребенок, приходящий в школу, попадает в мир «учеников, заучивающих все что угодно, не задаваясь даже вопросом о смысле поглощаемых ими знаний, лишь бы в конце концов получить диплом. Эти дети ждут, не дождутся того дня, когда им не надо больше ничего

ScholasticAptitudeTest.

Адаптация и творчество

учить. Ребенок столкнется с экзаменами, на которых никто абсолютно ничего нового не узнаёт и каждый говорит о том, что он уже выучил и усвоил. Он увидит учителей, которые являются для учеников над­смотрщиками, а не помощниками в решении задач; эти учителя ведут себя как настоящие браконьеры - они повсюду расставляют ловушки и создают искусственные трудности в таком количестве, с которым человек никогда не столкнется в повседневной жизни» (из «Письма школьной учительнице», 1968)1.

Однако самое ценное качество ученика традиционной школы -по­слушание. «Хороший ученик» -это спокойный ребенок, ничего не гово­рящий без разрешения, отвечающий только на те вопросы, которые ему задают, и именно так, как от него требуется. Мы уже говорили, к каким последствиям это может привести у детей с высокими творческими способностями, но низким «уровнем интеллекта».

Можно ли как-то бороться с подобным положением дел, которое мы здесь представили лишь в слегка шаржированном виде? Да, можно, сказали многие психологи и педагоги, пытавшиеся еще в начале века разработать «открытые» системы обучения, в которых каждый ребенок живет и работает в собственном ритме.

Такой метод предложила, в частности, итальянская школьная учи­тельница Мария Монтессори (1870-1952)2. Она решила предоставить своим детям очень большую свободу передвижения, позволяя им ходить по классу и общаться друг с другом так, как им этого хочется. Однако, что особенно важно, Монтессори создала в классе более стимулирую­щую среду: она окружила детей игрушками и предметами, привлекаю­щими их внимание. Оказалось, что в школе у Монтессори, как и в других школах, где была принята подобная методика обучения, дети активно «работали» и с удовольствием учились, хотя там не было никаких экзаменов или дневников, призванных подстегнуть их «усилия» (впро­чем, само это слово в подобной школьной системе просто не существо­вало).

Возникает вопрос: почему же эти методы, вполне оправдавшие себя, не используются широко в сегодняшних школах? По-видимому, дело в том, что человеческое общество с трудом допускает свободу и само­стоятельность своих членов. Любая социальная система отражает куль­туру и социально-экономическую среду, преобладающую в данном обществе. Естественно, что это относится и к обучению детей, которым предстоит развивать и, главное, сохранять существующие социальные структуры. Гарантией такой благонадежности служит более или менее систематический контроль.

* Цит. по Ueckertetal., 1977. Lapsychologie, Solar.

2 Сходный метод был применен во Франции (Freinet), в Англии в Саммер-хилле (A.S. Neill), в Италии (школа Barbiana) и других местах.

446

Рис 9. 10 Правильное расположение парт. тишина и строгий порядок (вверху) -таковы пока еще характерные черты обстановки в школьном классе. Однако проводится все больше опытов, направленных на то, чтобы приблизить школь­ную среду к условиям реальной жизни (внизу).

Школа и преобладающая культура

Во всех странах, где существует одно или несколько меньшинств, эталоном всегда (или почти всегда) служат ценности преобладающей культуры. Кроме того, в западных странах основные ценности, опре­деляющие деятельность общества, диктуются средним классом. Таким образом, от этих двух факторов будут зависеть методы обучения, знания и навыки, которые должны передаваться ученикам, а также способы поощрения успехов.

В США проживают представители достаточно многочисленных меньшинств, однако школьная система приспособлена в основном для англоязычных представителей белой расы, вышедших из семьи, состоя­щей в среднем из пяти человек, в которой отец и мать (или оба родителя) имеют стабильное и более или менее престижное положение и являются владельцами дома.

Это та типичная семья, которую показывают в большинстве теле­сериалов. Такой же «модельный портрет» можно нарисовать для ка­надских, французских, немецких семей и вообще для любой западной страны.

В подобной системе остается мало места для других установок или представлений о жизни. Основные требования школы, которым должен

Адаптация и творчество 447

будет подчиниться ребенок, чтобы адаптироваться к ней, - это уважение к вышестоящим персонам, выполнение заданий в срок и в соответствии с определенными требованиями, конкуренция и индивидуализм. Сти­мулом служит перспектива получить диплом, сулящий его обладателю более престижную работу, которая позволит вступающему в жизнь молодому человеку когда-нибудь завести семью с тремя детьми, купить дом и т.д.

Хотя систему обязательного школьного образования вполне искрен­не считают демократичной, не приходится удивляться тому, что в выс­ших учебных заведениях представителей непривилегированных классов довольно мало l. Если же учесть те особенности среды, с которыми сталкиваются дети из «низших» слоев уже с рождения (слабая интел­лектуальная стимуляция из-за однообразия игр, порой большое число детей в семье, ценности, свойственные таким слоям), то будет понятно, что школьная система может играть лишь роль тесной клетки, мало соответствующей чаяниям и потребностям таких детей.