Смекни!
smekni.com

Что такое психология том 1 Годфруа Ж (стр. 16 из 115)

Когнитивная психология. На фоне слабостей бихевиористской модели, неспособной удовлетворительно объяснить такие явления, как язык, память, рассудочное мышление или мысленные образы, в США рас­пространялось, главным образом в 70-е годы, направление, названное когнитивной психологией. Его сторонники утверждают, подобно Толмену, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу.

76

Кроме того, данные теории информации и ее приложения к вычисли­тельным машинам, а также исследования в области развития речи позволяют по-новому понимать механизмы усложнения психических процессов.

Число исследований в этой области, во всех ее направлениях посто­янно растет, так что лидера или главного теоретика как такового в ней нет. Среди наиболее перспективных тем следует назвать изучение мыс­ленных образов, в частности работы Косслина (Kosslyn, 1975), и особенно процветающее направление - анализ организации памяти (Tulving, 1972). Отметим также вопрос о мотивации, которую прежде считали «движу­щей силой» наших действий; сейчас представители когнитивной психо­логии рассматривают ее скорее как «селективный механизм», выбираю­щий из возможных форм поведения ту, которая лучше всего соответст­вует состоянию психики или планам данного индивидуума (Bolles, 1974; Deci, 1975; Nuttin, 1980).

При знакомстве с направлениями исследований в когнитивной психо­логии создается впечатление, что она вновь поднимает темы, увлекав­шие структуралистов и функционалистов в начале века. Однако между этими двумя эпохами есть принципиальное различие; оно порождено тем благотворным влиянием, которое оказал на психологию бихевио­ризм, заставивший соблюдать абсолютную строгость экспериментов, обеспечивать контроль, а главное -подбирать такие определения и такие переменные, которые были бы операциональными, а не основывались на чистой интроспекции.

Психоаналитический подход

З.Фрейд.

которые изменили представление больными он пришел к выводам, XX века В частности представления о психике существовавшие в начале

тельной степени няе? что наше поведение в значи -назвал влечениями ^я Т ельных сил, которые он

(Freud, 19ЙГ влияниенавыбор0*600и™ на творчество

ни вТидТрТзТи^ых^сг^ человекаподавляются в наибольшей степе-именнс"он^ побуждаю^^^^^^^ ограничений. А между тем, по Фрейду,

гии (либидо) происхо^г^^^ Деиствовать-именно благодаря их энер-

зрелости (см ^умТнт 2 ^тепмнноеразвитиеличностиидостижение аномалии o^cSc^ неуяовп гиечерты ^^УУ^ и "<^bie

•ными подавлениГэтиЛ^е^Тв0'^^^^^^^^^^^^^ и -Ф—————' -зван-

Что такое психология? 77


Рис. 2.17. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 -1939) основатель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Фрейда к созда­нию теории подсознательного, основанной на ди­намике влечений.


Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспро­вергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сек­суальности. Кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим в главе, посвященной развитию личности.

Гуманистический подход

Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называ­ют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему воз­можность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким обра­зом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на при­роду человека.

По Роджерсу (Rogers, 1961), в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необхо­димыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклоне­нии и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, из-за которого страдают многие люди.

78


Рис. 2.18. Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) - один из самых известных представи­телей гуманистической школы. Его терапевтический метод основан на том, чтобы дать больному воз­можность осознать свои истинные чувства и само­стоятельно идти к реализации своих способностей.

Другой психолог - Маслоу (Maslow, 1962; рис. 2.19)-выдвинул гипо­тезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удов­летворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуваже­ние или самореализация.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятель­но находить путь к расцвету своей личности (см. документ 2.13).

1Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист.

Социлыю-психологический подход

Человек - существо общественное, которому, для того чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей. Постоянное взаимодействие со своими партнерами формирует его личность во всех аспектах, какие только можно себе представить.

Социальная психология выделилась как самостоятельный раздел науки к середине нашего века. Она стремится понять и объяснить, почему данная форма поведения вызывается тем, а не другим аспектом социальной среды (Zajonc, 1965). Она изучает в числе прочего тот факт, что большая часть наших социальных восприятии больше зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой этой ситуации (Kelley, 1967); социальная психология пытается показать, каким образом наши чувства и наши мысли формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга (Asch, 1951; Festinger, 1957; Schachter, 1959; Moscovici, 1979).

Рис. 2.19. Американский психолог Абрам Маслоу (1908-1970) – создатель иерархической теории по­требностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.

Таким образом, описанное направление нельзя назвать собственно школой, а перечисленные имена далеко не отражают всего многообразия социально-психологических исследований. Эти исследования позволяют получать сведения, необходимые для расшифровки природы человека, поскольку они уточняют, как формируются отношения, устанавливают­ся связи, происходят социальные изменения, создается лидерство неко­торых индивидуумов или развиваются конформизм и подчинение авто­ритету (см. документ 2.14).

Заключение

Все описанные здесь школы и направления, очень часто придержи­вающиеся несовместимых концепций, легко могут привести в замеша­тельство тех, кто впервые приступает к изучению психологии и стре­мится найти истину (см. гл. 10 и 12).

Чему верить? К какому примкнуть лагерю?

Для того чтобы это стало яснее, можно «рассортировать» различные школы в соответствии с их представлениями о том, как формируется поведение индивидуума.

Можно, например, для каждого из существующих направлений попытаться ответить на следующие вопросы: рассматривается ли пове­дение как врожденное или приобретенное? какими факторами оно детерминируется - внутренними или внешними? ориентировано ли оно в определенных направлениях или формируется в зависимости от обсто­ятельств?

Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в том числе этология и особенно социобиология, а также гештальтизм придают важное значение врожденным факторам в ста­новлении различных форм поведения.

Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализо­вать свои возможности в максимальной степени.

Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и насле­дуем некоторые инстинкты, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.

80Глава 2

Таких же взглядов придерживаются конструктивисты, принадлежа­щие к школе Пиаже. По их мнению, человек наследует только способ функционирования интеллекта, так как последний может развиваться лишь путем ряда приобретений, представляющих собой результат взаимодействий индивидуума с различными предметами, главным обра­зом в первые 12 лет жизни.

Что касается социальных психологов и особенно бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большой мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так и социаль­ной.

Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные стадии в одинаковой последова­тельности. Такого мнения придерживаются, например, психоаналитики со своей концепцией развития личности и конструктивисты - с концеп­цией развития интеллекта.