Смекни!
smekni.com

Психологические особенности старости (стр. 5 из 6)

Гипертония. Эта болезнь чаще поражает людей ответственных, энергичных активных, которые могут и хотят выполнять свое дело достойным образом. Именно они попадают в ситуацию хронического стресса из - за своего чувства ответственности и необходимости его реализации.

Следует отметить, что гипертония поражает чаще людей полных, чем худых. Каждый лишний килограмм веса пожилого мужчины укарачивает его жизнь по крайней мере на несколько месяцев. Существует много способов, позволяющих определить «идеальный» вес людей разного роста и возраста. Одной из причин полноты в пожилом возрасте является элементарное обжорство, за которой стоит благоприобретенная привычка.

Врачи всего мира знают, что большую часть успеха любого лечения определяет отношение больного человека к тому, что с ним происходит. Это относится к множеству болезней, которые дают о себе знать в пожилом возрасте. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, сахарный диабет – это все психосоматические болезни. В их основе лежат личностные конфликты, то есть внутренние противоречия, с которыми человек не справился, и они проявляются в виде болезни.

В работах по психотерапии[4] есть достаточно материала о психологических факторах разных заболеваний. Некоторые из них:

личностные особенности больных бронхиальной астмой включают в себя повышенную ипохондричность, истерические эмоциональные реакции, неосознаваемую тревожность. Психотерапевты говорят, что у них выражен конфликт между потребностью в нежности и страхом перед ней, противоречивость в решении «брать и давать».

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается чаще у лиц со специфическими особенностями отношений в семье. Описан тип «тиранического пациента», который постоянно находится в напряжении, переживая одновременно внутреннюю зависимость от окружающих и страх перед ней. Это приводит к вспышкам агрессии – тирании.

Язвенная болезнь настигает и постоянно брюзжащих лиц, которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия. Это противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительному недовольству по поводу и без повода.

Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно блягополучно прожить, если обновляется концепция жизни, Я - концепция, если устанавливаются живительные эмоциональные связи с миром. Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые. Это один из путей понимания стресса жизни, один из путей противостояния ему и управления им.

В геронтологии дано отмечено, что у мужчин старше 40 лет начинаются проблемы с соблюдением принципов гигиены. Гигиенические процедуры не только поддерживают чистоту, но и стимулируют кровообращение в коже, чем поддерживают ее тонус и сказываются на общем самочувствии.

В любой возрастной группе здоровых людей больше, чем больных, а соответствующий образ жизни действенно предупреждает появление болезней.

Психология старческого возраста

Современная медицина, в том числе гериатрия, занимающаяся лицами пожилого возраста, несе огромную нагрузку, часть которой можно уступить психологии. В практике отечественной психотерапии есть прекрасный опыт работы с лицами старше семидесяти лет, а нетолько более молодыми.

Вместе с тем надо отметить, что в сознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человека, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением «правила общения». Спрос на медицинскую помощь, особенно лекарственную, огромен. Тогда как известно, что чуть ли не каждое второе заболевание носит психосоматический характер, то есть должно быть адресовано, скорее, не врачу, а психологу или психотерапевту.

Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счет своих «болячек». Это далеко не асегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для решения одной из самых сложных жизненных задач – задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении физических ресурсов.

От 30% до 50% постоянных посетителей поликлиник (лица старого возраста) по сути дела являются мнимыми больными. Их органические болезни – следствие ложных установок, неудовлетворенных амбиций, эмоциональных стрессов. Недаром говорят «все болезни от нервов».[5]

Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме – проблеме границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Это приводит к появлению достаточно распространенного явления, которое можно назвать «синдромом мученика». Для такого человека часто лучший способ добиться жизненного успеха связан с проигрышем. Классический пример «синдрома мученика» – человек, страдающих от болезней, реальных и мнимых, включающий в свои мучительные переживания всех вокруг.

Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Типичность таких историй, безжалостность поведения стареющей женщины бывает потрясающей – думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь.

Увеличение зависимости от других людей – психологическая задача, требующая решения. Такого решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало внем чувство собственной значимости. Достойные варианты решения такой задачи существуют, далеко не всегда их можно увидеть. Но ясные, спокойные глаза стариков говорят об их существовании красноречивее многих научных фактов.

Старики, просящие милостыню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в нищете и одиночестве, забытые всеми. Мы провозгласили критерием истины силу разрушения. Ум – философия жизни – рождается не только в действии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диалоге, не только в эгоцентризме «я думаю», но и в чувстве ответственности – «мы живем…».

Если воспринимать человека только по одному признаку возраста, то от его экзистенциальности не останется ничего. Если лишить его связи с другими людьми, то в своей космической робинзонаде он не ощутит ничего, кроме той же космической тоски, разрушающей его сознание без надежды на восстановление.

Большая нежность и терпимость, отличающая по большей части отношение пожилых людей к детям, часто поддерживает этот процесс замены отца дедом. Впоследствии, когда ребенок подрастает, то эта ассоциация, уже успевшая установиться, еще более усиливается, так как теперь сходство отца с сохранившимся в воспоминании образом деда становится еще больше. Все это верно и в отношении девочек.

Неоднократно констатировалось, до какой степени мальчик иной раз «выходит» в деда (в отношении характера или некоторого общего направления ума или в некоторых мелочах манеры держаться). С особой яркостью это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях, существуют два ряда: «посредственность – гений – посредственность» и «гений – посредственность – гений».

Для внука может стать предметом глубочайшего интереса личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший пример – пьянство.

Старики могут и должны для растущего человека быть источником жизненной философии – не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание об осуществимости жизни в любом возрасте. Это очень хорошо умели выразить гениальные старики человечества.

Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни, используя тот вид творчества, которым они занимались всю жизнь. Это не только решение важнейшей психологической задачи старости – подведение жизненных итогов, но и диалог со временем. Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей – это из жизненная задача, решение которой будет скаршивать соответствующими чувствами дни.

Долголетие и долгожители

Основная проблема геронтологии была сформулированна еще в тридцатые годы XX века академиком А.А. Богомольцем – это изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые нужно реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни человека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудоспособной старости и самого характера старения. В современном мире человек, достигнув возраста 70-80 лет, стоит в преддверии биологического лимита времени, определяемого видовыми, наследственными и индивидуальными свойствами.

Тем важнее становится исследование фактов и факторов человеческого долголетия и долгожительства, то есть возраста свыше 90 лет.

При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-экологических, климатических факторов ученые указывают на особое значение высокогорья, поскольку именно в горных районах долгожители встречаются наиболее часто. На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан).