5.В весьма кратком, но содержательном анализе эмоционально-нравственного гештальта, Веккер показывает, что оно предполагает разведенность и адекватную инвариантную соотнесенность уровней иерархии социальных ценностей как на когнитивном, так и на субъектном полюсах эмоционального гештальта. «Такова, например, разведенность и адекватная соотнесенность интеллекта как парциального носителя интеллектуальных чувств и личности как интегрального носителя нравственных переживаний» (с.153). Опираясь на это положение, мы можем говорить о нравственной оценке наших переживаний по поводу разных произведений. Так, зрелище, создающее сильные положительные эмоции на уровне интеллектуальной вовлеченности (например, разгадывание детективной интриги), но вызывающее глубокую наприязнь с точки зрения идейных установок, вызовет специфическое эмоционально-нравственное переживание (которое, как можно предполагать, будет зависеть от системы ценностей данного человека).
6.Поскольку предметом нашего интереса в конечном итоге является воздействие художественного произведения на эмоциональное состояние, для нас важны эмпирические характеристики эмоциональных процессов. Веккер выделяет по три, как он их называет, первичных и вторичных характеристики эмоций. Первичные характеристики – общие для эмоций и других психических процессов, вторичные – специфичны для эмоций. Кратко раскроем их. Заметим, что Веккер, раскрывая эти характеристики эмоций, неизменно ссылается на эмпирические исследования, которые проводил в своей лаборатории В.Вундт.
6.1.Временно-пространственная структура. Связь эмоциональных реакций с длительностью и ритмизованностью стимулов была зафиксирована в экспериментах, осуществленных в лаборатории Вундта. При этом было показано, что длительность и ритм стимулов влияют на то, испытывает ли человек удовольствие или неудовольствие при их восприятии, иными словами, на знак его эмоционального переживания. "Тайна эмоционального воздействия музыки», как пишет Веккер, по-видимому, теснейшим образом связана с ее временной организацией (с.97). Влияет восприятие ритма на эмоциональное состояние человека и в процессе восприятия сценического представления. Веккер подтверждает это наблюдение ссылкой на авторитет К.С.Станиславского, который говорил о важности темпоритма пьесы или роли для эмоционального самочувствия артиста (с.97-98).
6.2.Модальность. Веккер показывает тесную связь эмоциональных реакций с модальными характеристиками стимулов, также ссылаясь на классические исследования Вундта. Тот подробно описывал слуховые и зрительные модальные характеристики соответствующих эмоциональных процессов. Особое внимание Вундт обращает на звуковысотные и тембровые характеристики звука в возникновении различных эмоций. Анализируя влияние цвета на эмоциональное состояние человека Вундт вспоминает слова Гете о том, что смотрящий через цветное стекло человек как бы отождествляет себя с цветом, и его глаз и дух настраиваются в унисон (Вундт В. Основания физиологической психологии.-М., 1880.- С.503). (цит. по: Веккер Указ соч., с.112).Веккер замечает, что именно на связи эмоциональных состояний с различными цветовыми характеристиками основаны появившиеся впоследствии приемы цветового тестирования эмоций (с.112).
6.3.Интенсивность. Зависимость эмоциональной реакции от интенсивности стимула была подтверждена в лаборатории Вундта. Было показано, что зависимость эта выражается в форме кривой, имеющей точку перегиба. Веккер цитирует слова Вундта, который утверждал, что эта закономерность имеет общее распространение: «Умеренное обладание благами составляет самое благоприятное условие для чувства счастья» (Вундт В. Основания физиологической психологии.-М., 1880.- С496) (цит. по: Веккер Указ соч., с.118).
6.4.Двухкомпонентность. Эта характеристика вытекает из самого определения эмоции, которое формулирует и обосновывает Веккер. Двухкомпонентность эмоций проявляется в эмпирически полученных фактах о том, что эмоция зависит, с одной стороны, от того, как отражает человек ее предмет, а, с другой, того, каково состояние субъекта. Характер же отношения субъекта к предмету эмоций, как замечает Веккер, определяются его потребностями (с.121). Рассматривая влияние художественного произведения на человека, нам следует учитывать и то, что именно в этом произведении воспринимает человек, и то, какие потребности актуализированы в начале и в процессе этого восприятия.
6.5.Двузначность. Переживание положительных и отрицательных эмоций как элементарный феноменологический факт основывается на том, удовлетворена или нет потребность, породившая эмоцию (с. 125). Восприятие того или иного произведения сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциями. Понять причину той или иной реакции мы можем, лишь проанализировав динамику соответствующей потребности, а точнее совокупности потребностей, актуализированных при восприятии произведения.
6.6.Обобщенность. Суть эмоционального обобщения, по Веккеру, состоит в том, что человек может одинаково относиться к различным, но сходным объектам. Эта характеристика вытекает из определения эмоций как отражения отношений субъекта к объекту; отношение же может оставаться неизменным и при изменении его членов. При этом опыт свидетельствует о том, что отрицательные эмоции характеризуются большей конкретностью, а положительные - обобщенностью (в частности, это проявляется в большем разнообразии слов, которыми обозначаются отрицательные эмоции, нежели положительные). Однако Веккер полагает, что этот вывод был сделан в отношении субъектного компонента эмоционального гештальта (с.133). Когнитивный же компонент положительных эмоций может быть не менее конкретным, нежели отрицательных. Отсюда понятно, как Веккер объясняет богатство и высокую эмоциогенность художественного воплощения эмоций: «на основе тонкой и богатой интроспекции и интуиции художнику удается продвигаться к изображению глубоко индивидуально-субъектных компонентов эмоциональной структуры через изображение ее когнитивно-предметных компонентов, которые по самому смыслу дела являются существенно более интерсубъективными» (с.135). Таким образом, рисуя различными художественными средствами картину как бы внешних событий и явлений художник способен передать эмоциональное состояние своего персонажа и заразить им читателя или зрителя.
7. Излагая свою концепцию эмоций, Веккер признает ее ограниченность, которая обусловлена недостаточной разработанностью представлений о внутренней организации субъекта эмоций. Отношение человека к тому или иному объекту определяется его потребностями – утверждая это, Веккер примыкает к традиции, сложившейся в психологической науке. То, какая именно эмоция переживается человеком, зависит от характера потребности, ее интенсивности, степени удовлетворения или неудовлетворения - это положение явно или неявно присутствует, вероятно, в подавляющем большинстве психологических теорий эмоций. Потребности человека, по Веккеру, образуют определенную иерархию. Основу ее составляют телесно-соматические потребности. Собственно психологический же уровень системы потребностей остается неразработанным в современной науке: «тем самым остается неясной и структура субъектного компонента двухкомпонентной структурной формулы эмоций» (с.69). Хотя эти строки написаны почти двадцать пять лет назад, к сожалению, ситуация в психологии личности мало изменилась, и мы по-прежнему не имеем общепризнанной концепции структуры человеческих потребностей. По-видимому, выход состоит в том, чтобы опереться на ту теорию, которую исследователь найдет наиболее обоснованной на данном этапе развития науки.