Смекни!
smekni.com

Изучение конфликтов в психологии (стр. 2 из 3)

В теории Уилбера этот психологический процесс является необходимым следствием самоидентификации человека на уровне маски. Личность сводит свое пред­ставление о себе и своих границах до какой-либо части психологического пространства. Все остальное простран­ство оказывается «вне закона», человек представляет себе, что его просто нет. Обычно в пространство маски попадают процессы, связанные с положительными цен­ностями, которые одобряются окружением. Личность с «отрицательной» ориентацией, наоборот, укореняет неодобряемые ценности, но вынуждена скрывать это от себя и от общества. Вытеснение отрицательных ценностей превращает­ся в конфликтогенное основание внутри человека, а проекция подобного деформированного содержания на других людей становится основой межличностных или групповых конфликтов. Причем, чем больше психи­ческого содержания вытесняется за границы маски, тем укорененней и обширней является пространство конфликтного содержания. Люди, воспринимающие себя как маску, видят, как правило, в качестве отри­цательных свойств у других людей то содержание, которое вытесняют у себя, не замечая многих положи­тельных свойств у других людей. В результате созда­ется мощное поле конфликтогенного содержания. Если люди с подобным конфликтогенным содержанием не имеют власти, то они становятся людьми, страдающи­ми пороком ханжества — попытки лишить других лю­дей права следовать тем ценностям, которые вытесне­ны у ханжи.Люди, обладающие властью, особенно поли­тической, становятся агрессивными, в том случае, если они сли­ваются со своей маской.

Для Фрейда основными душевными процессами, ко­торые формируют конфликтогенность, выступали сек­суальные влечения и их ограничение рационально-цен­ностным «Я». По учению психоанализа Фрейда, осознание причины конфликтов и их содер­жания позволяют вернуть человека, к нормальному состоянию. У Фрейда было несколько последователей, которые по иному подошли к проблеме бессознательного и со­отношения сознательного и бессознательного. А. Адлер в книге «Практика и теория индивиду­альной психологии» (М.,1995г.), в других своих рабо­тах приходит к выводу, что не только сексуальные вле­чения формируют конфликтность психики, но и ин­стинкт самосохранения. Появляет­ся противоречие между чувством тревожности и спо­собами преодоления ее, которые принимают форму жизненных стратегий. Крайние полюса страте­гий заключаются в стремлении сотрудничать с други­ми людьми или бороться с ними. В конечном итоге появляется феномен «стремления к власти», который представляет собой способ нейтрализации тревожности посредством обретения сверхперсонального статуса.

Человек, стремящийся к статусности и власти, принимает бессознательное и час­тично сознательное решение бороться за свои ценнос­ти, преодолевая сопротивление среды как совокупнос­ти других людей и обстоятельств, Такая форма конфликтогенности порождает чувства недоверия к своим партнерам, видение враждебности с их сторо­ны, зависти и недоброжелательности.

В картографии Уилбера позицию социально-психологического подхода можно отождествить с уровнем «эго» полноценного осмысления в рациональной фор­ме полноты переживаний, снимающего ограниченность узко-ролевого понимания на уровне «маски». В то же время подобная форма психического самоотождеств­ления не позволяет включить в рациональную пси­хическую картину содержания бессознательного, пре­одолеть границу между «эго» и «самостью», а также человеческим телом как моментом целостности.

Подобную полноту осмысления, дающую основание для значительного снижения уровня конфликтности, можно обрести в психоанализе К. Юнга и гуманисти­ческой психологии А. Маслоу. У швейцарского выда­ющегося психолога Юнга осознание человеком самого себя проникает в сферы самости и трансперсональной психики. Обе сферы имеют отношение к бессозна­тельному. Юнг придает психическому статус универ­сального вида энергии «психэ». Эта энергия распрост­раняется за границы индивидуальной психики и мо­жет концентрироваться в самой различной форме, на­пример, достаточно известных психологических «ар­хетипах». В самость проникнуть непросто, поскольку она представляет собой досознательный феномен и может быть освоена при помощи специальных техник, например, анализа сновидений, медитаций и т.д. Еще сложнее осмыслить трансперсональную сферу, которая выходит за границы отдельной психической особи — человека. В то же время осознание этих содержаний позволяет человеку сознательно и эмоционально отно­ситься к самому себе как человеческому существу, еди­ному со всеми остальными.

А. Маслоу считал, что объе­динение в одно целое души и тела позволяет сделать человека гораздо гармоничней и целостней, что может стать основой для снижения уровня конфликтогенности пси­хологического пространства. Человек, достигший гар­моничного объединения сознательного, бессознатель­ного и своего тела с его потребностями, совпадает с третьим уровнем картографии психического, предло­женного К. Уилбером. Подобный человек в состоянии осмыслить себя целостным образом как личность и выйти за границы собственного психологического про­странства, объединившись с сообществом людей на том или ином трансперсональном уровне. Такая иденти­фикация человека, как можно предположить, значи­тельно ограничит конфликтогенность способов его со­циализации и жизни.

Самый высокий уровень осмысления человека — универсальное космическое существо, о чем человек западной культуры пока не имеет содержательного представления. Только некоторые виды индивидуаль­ных и коллективных переживаний позволяют отдель­ным людям представить подобный уровень развития человека.

Если посмотреть на современную культуру в рам­ках планеты, то мы увидим, что в современном мире господствует конфликтогенная сис­тема отношений. Исключениями являются некоторые человеческие существа и организации, которые выс­тупают носителями идеологии, ориентированной на ненасилие, целостность и антиконфликтность. В це­лом мир, связанный с промышленно-индустриальными отношениями, агрессивен и конфликтен. Основной вид индустриальных отношений — конку­ренция — основан на конфликтах. Например, в СССР была предпринята попытка создания бесконфликтно­го общества за счет тоталитарного подчинения образа жизни людей сверхконфликтному государству, кото­рое при помощи различных видов террора пыталось реализовать свои цели. Для психики большинства

.людей конфликтогенные отношения и культура кажут­ся естественными и необходимыми.

В то же время достижения современной цивилиза­ции, особенно в части уничтожения как людей, так и природы, беспрецедентны. Мир не может не преодо­леть конфликтность отношений — это в настоящее вре­мя условие выживания. Поэтому те открытия психо­логии, которые говорят о ресурсах человека, позволя­ющих снизить уровень конфликтности как внутри личности, так и в системе человеческих взаимоотно­шений, необходимо распространять и использовать для сохранения и развития культуры.

3. Основные источники конфликтов.

Под конфликтом обычно понимают столкновение в конк­ретной ситуации противоположных по направленности тенден­ций, мотивов, установок, интересов, потребностей, норм или ти­пов поведения. Принято выделять четыре основных чипа конф­ликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Каждый из указанных типов конфликта может иметь скрытую или открытую форму протекания, быть разрушительным или созидательным по своим последствиям, носить преднамеренный или непреднамерен­ный характер.

Остановимся на анализе причин или источников конфликтных ситуаций, возникающих в ходе совместной трудовой деятельности. В обоб­щенном виде все их многообразие может быть сведено к несколь­ким факторам:

1. Распределение ресурсов (финансовых, мате­риально-технических, кадровых и т.д.), особенно в условиях их дефицита.

2. Взаимосвязанность решаемых задач (когда дея­тельность одного человека или группы зависит от другого человека или группы) па фоне жесткой специализации (если каждое подразделение ориентированно на различные цели или показатели эффективности функционирования) при невыраженности общих целей организации (отсутствует сознание места собственной деятельности в решении общих задач).

3. Различия в представлениях о ценностях, когда, вместо того чтобы объективно и системно оценить возникшую си­туацию, люди рассматривают только те варианты ее решения, ко­торые, по их мнению, благоприятны лично для них или их группы.

4. Различия в жизненном опыте, манере поведе­ния или доминирование несовместимых социально-психологических особенностей у взаимодействующих людей или групп.

Еще одной причиной конфликта может стать отсутствие нормативной базы действий сотрудников, низкий уровень подготовки должностных инструкций и положений о функциональных, обязанностях, закрытость и недоступность каждому сотруднику информации о значимости при­нимаемых решений и т.д.

Принято считать, что конфликты несут только негативный оттенок и имеют только деструктивные последствия, однако это не так. В зависимости от умения управлять течением конфликта, мож­но говорить как о его отрицательных, так и положительных по­следствиях. К первым обычно относятся уменьшение возможности сотрудничества в будущем, ухудшение социально-психологических отношений, снижение производительности труда, увеличение теку­чести кадров, рост зависимости от своей (поддерживающей вас) группы, перенос акцентов с решения реальной про­блемы на достижение "победы" любой ценой.

Однако конфликт может иметь и позитивные последствия (конечно, важно при этом добиться, чтобы конфликтные ситуа­ции не переходили в "психологическую войну" за достижение при­вилегий, личных целей или утверждение должностного статуса). Эти последствия выражаются в том. что: