Смекни!
smekni.com

Изучение конфликтов в психологии (стр. 1 из 3)

Вариант 13.

План.

1. Введение.

2. Исследование конфликта в психологии.

3. Основные источники конфликтов.

1. Введение.

Нет ни одного человека, который не стал­кивался бы с конфликтными ситуациями. Конфликт в широко распространенном определении рассматри­вается как столкновение противоположно направлен­ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявля­ющееся в острой форме.

Существует множество точек зрения на конфликт, но доминирующими остаются две. Одни исследовате­ли считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасности распада общества, а другие, как, например, Льюис Козер, считают, что конфликт вызывает стремление к обновлению и творчеству. Знание природы конфликта, механизма и фаз его развития важно для управления конф­ликтом. Конфликтологи­ческие знания помогают разобраться в разных типах конфликтов, возникающих в межличностных, трудо­вых, семейных, управленческих, организационных, межэтнических, международных отношениях и, соответственно, способствуют повыше­нию эффективности в любой области социальной жиз­недеятельности.

Не всегда вырисовуется в «чистом виде» тот или иной тип конфликта. Часто конфликт возникает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религи­озных, политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтоло­гия как все еще молодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе и уре­гулировании конфликтных ситуаций.

2. Исследование конфликта в психологии.

Рассмотрение конфликтов на различных уровнях культуры, общества иотдельного человека не могут быть завершенными без их психологической интерпре­тации. На самом деле, если носителями конфликтных отношений выступают люди,то психология, которая определяет их поведение, становится важнейшим фак­тором конфликтогенных пространств. Психологиче­скую основу конфликтов исследовали многие мысли­тели западной культуры. Наиболее активно в научной системе знания психологию конфликтов стали иссле­довать в XX веке. Проблема психологии конфликта привлекала в той или иной мере всех заметных психо­логов западного мира.

К. Уилбер в своей книге «Никаких границ» (М., 1998) предлагает рассматривать строение психики в виде нескольких уровней. В конфлик­те, как правило, участвуют две противоположных сто­роны, каждая их которых пытается восстановить рав­новесие на основе собственной позиции. Например, если инициатор конфликта считает свои ценности и установки един­ственно правильными, настаивает на том, чтобы его противник понимал ситуацию так же, как он, то неизбежен жесткий конфликт, в котором противник получает одну характеристику — враг. Такой конф­ликт, зачастую, превращается в войну, цель которой — насильственное подчинение или уничтожение про­тивника. Если же мы понимаем противоположную сто­рону конфликтующих как партнера, имеющего право наего позицию, то конфликт может разрешаться за

счет изменения ситуации двустороннего характера. При таком сценарии развития конфликта обе стороны идут на уступки или вообще изменяют взгляд на проблему, переходя к иному структурированию ситуации.

Уилбер приходит к выводу, что образ действия лю­дей напрямую зависит от тех границ, которые мы сами «проводим» в нашем психологическом пространстве» Основной пафос его работ заключается в понимании необходимости преодоления тех границ, которые со­здают себе люди в культуре Запада, лишаясь целост­ности, как существования, так и сознания как такового. Суть проблемы, по Уилберу, заключается в том, чувствует ли себя человек изолированным субъектом, «Я», которо­му противостоит весь мир, или он ощущает себя еди­ным со всей вселенной. В последнем случае чувство самотождественности простирается далеко за пределы разума и тела человека и охватывает весь космос.

Уилбер в очередной раз возвращается к проблеме по­нимания противоречия. Гегель наиболее близ­ко подошел к целостному пониманию мира. Маркс, интерпретация диалектики которого длительное время была у нас господствующей, выступил в жесткой традиции: материя первична, сознание вто­рично; объект определяет свойства субъекта; люди та­ковы, какова социальная среда.

Для промышленной культуры зта позиция является наиболее последовательной. Ведь промышленность манипулирует природными ресурсами и людьми по законам этих объектов. Менеджер выступает ключе­вой фигурой данных отношений. Как известно, культурные доминан­ты становятся в обществе основанием мировоззрения, поэтому алгоритм промышленно ориентированного сознания превратился в универсальное культурное основание, что и происходило в Европе начиная с Ново­го времени и происходит до сих пор.

Таким образом».несмотря на призыв некоторых ев­ропейских диалектиков рассматривать объект как единство, объект, за небольшими исключениями, все­гда противопоставлен субъекту познания и деятельности. Уилбер считает, что многие беды человечества происходят из-за того, что люди сами проводят искус­ственные границы, а затем придерживаются их разграничения так, как будто они существуют на самом деле и абсолютны. Психолог доказывает, что вся человеческая куль­тура пронизана переживаниями высшего тождества человека и мира, а стремление разобраться в этом эк­зотическом для человека Запада явлении давно полу­чило название «Вечной Философии». Практически все религии, утверждает К. Уилбер, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, христианство, ислам, иудаизм ос­нованы на подобных переживаниях, и мы можем го­ворить об их единодушии в изначальной истине.

Практически вся жизнь человека заключается в кон­фликтном взаимодействии с границами, которые че­ловек создает сам. Не нужно думать, что манипулиро­вать границами, тем более, уничтожить их легко — это громадная душевная и социокультурная пробле­ма, но суть заключается в том, что она стала не лич­ным делом индивида, а превратилась в общекультур­ную проблему.

В картографии Уилбера четыре уровня: сознание единства, организм в целом, уровень «эго» и уровень «маски». Сознание единства не имеет границ, человек в данном случае отождествляется со Вселенной. Уровень организма позволяет сформировать целостного человека, который «эго» расширяет до пределов персонального бессоз­нательного и его душа находится в гармонии с телом. Пространством, внешним для такого человека, будет среда. Уровень «эго» характеризуется границей, которая проходит между сознанием человека и его телом, к которому в данном случае будет относиться и бессознательное. Человек в данном случае отождествляет себя с одной из частей своего целостного организма. И са­мый примитивный психотип назван «маской». Дан­ный способ формирования личностного пространства сводит самотождественность только к части своего ра­зума, вытесняя все остальное содержание за эти гра­ницы в бессознательное. Остается от человека лишь его часть, которая его якобы устраивает и совпадает с его установками и желаниями.

Уилбер настаивает на том, что любая граница становится источником конфликта, превращается в ли­нию фронта. У человека в отношении психологического бытия появляется реальная возможность, которая спо­собна значительно снизить уровень самоконфликтно­сти. Эта возможность — самопознание и личностный рост. Когда человеку удается осуществить эту задачу в той или иной мере, он перестраивает карту своей души, расширяет ее территорию, становится другим челове­ком. Высшая цель и возможность роста — достиже­ние «сознания единства». Помочь на этом трудном пути развития человека можетосознание, которое называ­ется «трансперсональной психологией» или «ноэтикой» и работа души и человека как целостности.

Подобный взгляд на психологическую основу кон­фликтности людей, который сформулировал Уилбер, формировался практически на протяжении целого сто­летия. В работах наиболее продвинутых психологов XX века эта проблема исследовалась с разных сторон и по-разному, поскольку конфликтность жизни резко возросла. Например, ключевыми фигурами современ­ного рыночного общества многие ученые считают об­разы: менеджера, который управляет и стремится де­лать оптимальными процессы социо-культурного вос­производства; потребителя, который культуру превра­щает в способ удовлетворения потребностей и терапев­та, который стремится к нейтрализации большого чис­ла конфликтов, со всех сторон окружающих совре­менного человека.

Одним из классиков психологии, стоящим у истоков психологического понимания оснований конфликта, по общему признанию, выступает З.Фрейд. Он приходит к выводу, что в личности действуют противо­положные тенденции, которые могут вступать в конфликт. Противоречивые тенденции психи­ки приводят к разладу внутри личности, к неприми­римым противоречиям между людьми. В современной психологии сохраняет свою истинность тезис, идущий от Фрейда, в соответствии с которым личность пред­ставляет собой динамическую конфигурацию или про­странство, находящееся в постоянном конфликте с са­мим собой.

В рамках психоанализа, основателем которого являлся Фрейд, человек понимается как носитель души, которая находится в состоянии постоянного конфлик­та из-за столкновения влечений, желаний, различных сфер личности. Человек стремится к удовольствию, но под влиянием всевозможных ограничений он вынужден отказываться от удовлетворения потребностей. Неудовлетворенное желание вытесняется за пределы рациональности в бессознательное или превращает человека в персонифицированное желание которое захватывает всего человека, превращая его в «одержимого». Первый вариант психологической конфликтности ведет к душевным расстройствам челове­ка, второй — к деструкции личности вплоть до маниакальности через насилие над людьми, на которых проецируется конфликт.