Смекни!
smekni.com

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста (стр. 6 из 18)

5. Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических занятиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

6. Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

7. Отсутствие возрастных ограничений. [22, с. 60]

А. В. Сухарев рассматривал функции сказкотерапии и механизмы воздействия сказок. Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информации.

Функции сказки: 1. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

2. Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

3. Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

4. Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

5. Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

6. Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблем (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания). [46, с. 44]

Механизмы воздействия сказок: 1. Волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения – перехода на иной качественный уровень, по сути дела, он преобразуется во взрослого человека. Лишь достижение героем иного облика дарует сказке счастливый финал.

2. Сказки описывают глубинный опыт переживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с продолжением психофизиологических кризисов. Воздействия на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности адаптационные механизмы, помогающие преодолевать стресс.

3. Воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы. Это позволяет поддерживать необходимую дистанцию по отношению к негативным эмоциям и сохранять психическую целостность.

4. Образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метаморфической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинны механизмы бессознательного за счет непривычных для разума элементов.

5. При оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. [46, с. 238]

Вывод: Сказка в определенной степени удовлетворяет 3 естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолевать самые неверные препятствия и, как правило, становится победителям, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1. Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.

2. Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, эмоционально откликаться на состояние партнеров.

3. Социальная компетентность:

- Мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия);

- Когнитивный компонент, связан с познанием другого человека, способность понять его особенности, интересы, потребности;

- Поведенческий компонент, позволяет выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.

2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии

И. В. Вачков считал и рассматривал сказкотерапию как популярный в настоящее время психокоррекционный и психотерапевтический метод, который активно используется психологами в работе с детьми.

Использование сказки в практической работе психолога может быть реализовано 2 путями:

1. Применение готовых терапевтических и коррекционных сказок, опубликованных в специальных пособиях и сборниках;

2. Составление психологами собственных сказок для конкретного ребенка с его индивидуальной проблемой. Опыт показывает, что использование готовых сказок всегда требует их некоторой модификации, что необходимо для достижения «индивидуализации» сказки, ее приближения к конкретному ребенку. [8, с. 64]

Высокая эффективность сказкотерапии достигается только в том случае, если сказка составлена психологически грамотно, ее содержание и структура соответствуют содержанию проблемы ребенка, а при описании решения проблемы используется психологические механизмы терапевтического действия.

1.Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотив действий персонажа. Служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо - плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи - нравоучения.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). [22, с. 14]

Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева рассматривала определенные принципы работы со сказками. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочными материалом.

1 принцип – осознанность (осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях). Задача: показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первых взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. Общие вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

2 принцип – множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе;

3 принцип – связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. [18, с. 66]

Приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героя. После выслушивания детьми сказки им задается ряд вопросов (таблица 1).

Таблица 1

Анализ сказок

Акцент Направление размышления Вопросы Комментарий
Основная тема Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реально жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям. Что приносит поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.
Актуализированные чувства Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему? Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.
Образы и символы в сказках. Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. Кто такой Иван- царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и до подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работе, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что зашифровано в той или иной сказочной ситуации. [34, с. 49]