II. Под работами на многозначное практическое применение мы подразумеваем такие работы, в которых от учащихся требуется применить не одно какое — либо понятие или правило, а целый ряд правил или понятий, не только изучаемых в данный момент (на данном уроке), но и ранее изученных. Элементы творческого подхода здесь обычно проявляются в процессе анализа данной языковой ситуации, сравнения и сопоставления предлагаемого разнообразного фактического материала, обоснования, аргументации тех или иных выводов и т.п. Особенно это касается изучения курса синтаксиса и пунктуации, где при формировании умений и навыков от учащихся требуется значительно большая степень сознательности (см. Приложение 1, задание №9).
III. В Практике обучения русскому языку широкое применение находят работы, в которых сочетание воспроизводящих и творческих элементов идет не только по линии органического соединения их в одном задании, как, например, в работах на преобразование и в работах на многозначное применение, но и по линии сочетания, комбинирования в одной работе, в одном упражнении заданий различного характера. В таких работах может иметь место и задание чисто воспроизводящего характера, и задание на преобразование объекта. Могут одновременно даваться и другие задания. Такого рода работы, скорее всего можно условно назвать комбинированными.
Работы комбинированного характера широко используются как в учебных пособиях и учебниках русского языка, так и непосредственно в практике закрепления материала. Например, в работе предлагается из данных простых предложений образовать сложные предложения, записать их, расставляя знаки препинания (задание на преобразование сочетается с заданием на практическое применение правил правописания).
Творческие работы по русскому языку, как и другим школьным предметам, служат уже не столько цели овладения учебным материалом (хотя это задача ими, несомненно, решается), сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода к решению конкретных вопросов; они учат высказывать свою точку зрения, выбирать и находить способ действия.
В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того или иного материала, как составление сложного развернутого плана по содержанию ряда уроков или целой темы программы, ответы на вопросы, требующие сравнительных характеристик различных грамматических явлений с охватом значительного по объему материала; ответы на проблемные вопросы и т.п. Все эти виды работ требуют от учащихся самостоятельного, в значительной степени творческого подхода.
Из практических творческих работ считаем целесообразным указать следующие.
1. Творческий диктант обучающего характера.
Этот вид работы в методике русского языка утвердился как упражнение творческого характера, хотя он, действительно, является переходным от чисто орфографических и пунктуационных упражнений к специальным упражнениям, направленным и на развитие речи учащихся, к работам с большей степенью их самостоятельности и инициативы.
Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных. Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные (см. Приложение 1, задание №10).
2. Примером творческой работы является изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений и т.д.
Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант». Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях. Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и озаглавить текст (см. Приложение 1, задание №11).
Также примером творческой работы служит написание сочинения-миниатюры на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание — текст должен быть насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным. При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.
Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими текстов рассказов, изложений, сочинений и т. п.
Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными.
На уроках чтения у младших школьников для формирования познавательного интереса также используются творческие задания.
Раскроем подробнее приёмы развития литературного творчества детей.
Необходимость иметь теоретические знания для работы в основных позициях – читательской и авторской – мотивирует исследовательскую работу детей в «открытии» закона художественной формы и способов создания художественного образа. Стержнем теоретических знаний является практическое усвоение художественного текста как содержательной формы. Эту задачу решают путём работы с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества. Пословицы, загадки, считалки, побасёнки, скороговорки – всё это небольшие по объёму художественные сюжеты, что позволяет изучать структуру произведения целостно. Кроме того, эти жанры «прикладные»: в них можно чётко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни формы, которые в более сложных жанрах уходят на второстепенный план: ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорке, метафора и сравнение – в загадке, диалог – в побасёнке.
Развитие литературного творчества детей я продемонстрирую на примере сочинения загадок.
Питательная среда детского творчества – чувство тайны, которую так хочется разгадать. И разгадывание (а затем придумывание) загадок доставляет детям удовольствие, отгадка радует и удивляет. Загадка всегда интересна ребёнку, к тому же с её помощью он знакомится с образным строением языка. Загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творческому мышлению. Они учат детей говорить ярко, кратко, образно, открывать сходство между далёкими предметами, видеть привычные вещи с необычной, новой стороны, обогащать память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи; в каждой художественно осмыслены предметы и явления, взятые из разных областей природы и жизни человека.
Работа над загадкой – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. В ходе придумывания загадок у детей вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приёмами художественной речи.
На уроке сравнивают литературные и народные загадки об одних и тех же предметах. Ребята отмечают, что народные загадки короче, сжатее, язык в них более «хитрый», образный, отгадывать их труднее, в литературных предметы описаны подробнее и понятнее. Дети знакомятся с разными типами загадок: описание, иносказание, вопрос.
Знакомство учащихся с поэзией необходимо начинать с первых уроков обучения грамоте. Основная задача на этом этапе - формировать у учащихся представление о стихотворной речи.
Постепенно теоретический материал усложняется. Начинается длительная работа с ритмом стихотворного текста. Предлагаю детям занимательные задания (см. Приложение 1, задание №12).
Детям нравится выполнять и разноуровневые задания:
1 - й уровень: репродуктивно - подражательный.
Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркнуть нужное слово:
Я квартиру сторожу.
Два часа уже … (бужу, сижу, стужу).
2 - й уровень: поисково - исполнительский.
Выполнить классификацию, распределив данные слова на две группы рифмующихся слов:
- Рой, сарай, строй, дерзай, май, горой, край, лай, порой.
3 - й уровень: инициативно - творческий.
На основе группы рифмующихся слов из задания 2 - го уровня (или придумать свои) сочинить небольшое стихотворение.
Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
2.2 Формирование познавательного интереса младших школьников через использование дидактических игр на уроках.
Игра – форма учебно - воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.
Игра – не только развитие, но всегда активное средство укрепления духовной связи детей с взрослыми.
В ходе игровой программы общая игровая линия развивается по восходящей – напряжение и интерес возрастают. Огромная роль в характере игры, в ее эмоциональной насыщенности принадлежит ведущему. Он должен обладать обаянием, чувством юмора и доброжелательностью, иметь организаторские, актерские, режиссерские способности и творческое воображение. Здесь очень важна игровая технология. Игровая технология – это направление по выявлению культурных, социально – психологических, педагогических закономерностей, принципов с целью определения выработки и использования в игровой деятельности ребенка и взрослого или ребенка – эффективных игровых моделей общения.