Смекни!
smekni.com

Готовность к обучению в школе (стр. 3 из 7)

Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, име­ющего круг важных обязанностей и прав. Данное новообразование выражаетсяв желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В итоге у ребенка формиру­ется внутренняя позиция школьника.

Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, ста­новится со временем содержательнее. Первоначаль­но детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, красивые разноцветные пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатле­ниях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» от­метки (разумеется, самые лучшие) [1].Стремление ребенка к новому социальному поло­жению — это предпосылка и основа становления мно­гих психологических особенностей в младшем школь­ном возрасте. В частности, из него вырастет ответствен­ное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но илюбую учебную работу, которую он должен выпол­нить.

Таким образом, все рассмотренные составляющие психологичес­кой готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, разви­тия различных сторон его личности.

Обращает на себя внимание, что существуют опре­деленные расхождения во взглядах на ведущий компо­нент в структуре феномена. Одни ученые в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, дру­гие - личностный. Можно заключить, что отличитель­ной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих моти­вационной и социальной сфер личности ребенка. Обоб­щая точки зрения наших авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), ин­теллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную) готовность.

1.2. Психологические особенности детей поступающих в школу и

их личностная готовность.

Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, (по мнению Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной и др.) по своим психологическим качествам – ещё старшие дошкольники. Основными видами деятельности для них продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебная же деятельность только начинает складываться. Управление деятельностью ещё не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа [3], [16]. Произвольное управление действиями, соблюдение правил, возможно, только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного вни­мания затрудняет и утомляет ребенка. Все это требует от учителей, воспитателей, родителей — всех, кто принимает участие в обучении и воспитании шестилетних школьников, особого подхода к ним, учета переходного характера возраста.Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых основные предпосылки учебной деятельности уже сложились, это может привести либо к тому, что ребенок и в самом деле быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям и в сжатые сроки овладеет основами учебной деятельности, либо же к тому, что он, наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно, и заболеет.

На практике встречаются оба эти варианта, и число детей, для которых систематическое школьное обучение в обычных ус­ловиях оказывается непосильным, достаточно велико. Тем не менее, попытки приспособиться к психологическим особенностям детей, все обучение строить в игровой форме, всегда вносить в занятия элементы сюжета, проводить их как дидактические игры не оправ­дывают себя. Такое обучение легче и привлекательнее для детей, но не формирует у них ответственного отношения к выполнениюучебных заданий, плохо развивает произвольное управление своими действиями, произвольное внимание.

Психологически правильная организация деятельности малень­ких первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно изменяться. Если в начале года большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то к концу года — в форме прямого обучения.При этом дети должны различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание обязательно и его необходимо вы­полнять независимо от того, хочется тебе этого или нет [17, С.90-91].

Г.А. Урунтаева выделяет центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

· новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

· в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

· в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность [23, с.305].

По мнению Е.А. Кудрявцевой важным условием социальной подготовки шестилетних детей к обучению в школе является формирование у них нравствен­но-волевой и личностной готовности. Педагогические исследования показывают, что объем нравственных представлений о нормах по­ведения в группе сверстников восприни­мается старшими дошкольниками без осо­бых трудностей. Однако восприятие внешних требований не всегда согласует­ся с внутренним подчинением своего по­ведения нравственным нормам. Например, имея четкие представления о важных со­циальных нормах и поступая в соответст­вии с ними, ребенок нередко руководству­ется желанием выгодно выделиться среди сверстников, угодить педагогу или из боязни наказания. Психолог изучила влияние словесных методов воспитания на поведение детей в сочетании с одобрением правильных по­ступков и осуждением неправильных. Ока­залось, что у детей часто складываются черты социально-нравственного формализ­ма, которые характеризуются картиной внешнего благополучия, а на самом деле свидетельствуют об эгоизме: ребенок знает правило, но не выполняет его. Для преодо­ления этого на занятиях необходимо вклю­чать ребенка в деятельность, которая про­ходит в окружении сверстников. Это созда­ет условия для активного влияния детей друг на друга. В этом случае педагог при­обретает серьезную поддержку своим про­фессиональным усилиям. В частности, поставив перед детским коллективом задачи, вызывающие общие переживания и побуж­дающие детей к активности, возможно пре­одоление черт социально-нравственного формализма, воспитание положительных коллективных взаимоотношений [13, С.47-48].

Особой личностной характеристикой младшего школьника является мотивационной готовности, то есть сформированность соподчинения мотивов, наличие в поведении общественных и мораль­ных мотивов (чувства долга).Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И. Божович уделяла развитию познавательной потребности. Ее новыйуровень у старших дошкольников выражается в том,что у них возникает интерес к собственно познавательным задачам [1].

Существенный момент мотивационной готовности кшкольному обучению — произвольность поведения идеятельности (по А.Н. Леонтьеву), то есть возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, «при которой он становится способным подчинять свои не­посредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям» (Л.И. Божович). Н.И. Гуткина рассматривает мотивацию как определяющий компонент психологической готовности к обучению, а про­извольность — как функцию мотивации [6, с.3].

В качестве важнейших мотивационных образова­ний дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строе­нию опосредствованных мотивов. Эти новообразова­ния — важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного воз­раста и Д.Б. Эльконин, и Л.И. Божович указывают на возникновение моральных мотивов (чувства долга).

Начало формирования самосознания и самооцен­ки ребенка отличают глобальное переживание соб­ственной ценности, вера в возможность быть еще луч­ше, т. е. совершенствоваться. Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника, завышенная и недиффе­ренцированная, нельзя говорить о личностной готов­ности к обучению.

В психолого-педагогической литературе определены некоторые педагогические условия возникновения у ребёнка шестилетнего возраста возможности вести себя в соответствии с образом школьника, возможности его социальной адаптации к школе.

Одним из таких условий является предъявлением воспитанниками правил поведения. Выделили три такие группы:

1 - правила общения;

2 - правила организованного поведения;

3 - правила нравственного поведения.

Добиваясь осознанного отношения детей ко всем трём группам правил, необходимо раскрыть их нравственно-социальный смысл. Единая перспектива будущего поступ­ления в школу становится социально зна­чимым мотивом, обеспечивая общность переживаний, стремлений и интересов ре­бят. Старшие дошкольники испытывают потребность в признании своих успехов у взрослого и у товарища. Эта потребность становится стимулом их социального раз­вития и подготовки к школе. В этом отно­шении, на наш взгляд, интересным и эф­фективным является организация коллек­тивной трудовой деятельности.