Во время моей собственной терапии, когда я продолжал работу над дыханием и отпускал свое тело, случились два следующих драматических происшествия. Однажды, когда я, отдыхая, лежал на тренировочном мате, что-то двинулось во мне, колебая мое тело, пока я не встал. Минуту я стоял неподвижно, а затем начал колотить мат кулаками. Когда я это делал, я увидел лицо своего отца. Я знал, что бью его за то, что он шлепнул меня – событие, которое я совсем не помнил. Когда через какое-то время после этого я встретился с отцом, я спросил его, ударил ли он меня когда-либо. Он признался, что сделал это один раз, когда я заставил нервничать мать, вернувшись слишком поздно домой со двора.
То, как я спонтанно поднялся с мата, удивило меня. В отличие от моего первого сеанса у Райха, когда я кричал, не чувствуя никакого страха, на этот раз я ощущал полную силу своего гнева. Надо понимать, что ни один из моих поступков не был выполнен сознательно. Нечто на более высоком уровне – на уровне бессознательного, как назвал его Фрейд – приказало мне так сделать.
Идея действия без участия сознания является центральным понятием в практике и философии дзен. Евгений Харригел, описывая свои упражнения дзен в мастерстве стрельбы из лука, пишет: "Нужно дойти до точки, когда сам не выпускаешь стрелу, но нечто делает это за тебя". (Eugene Harrigel "Zen and the Art of Archery"New York, 1971.) Нечто подобное действует в нас, либо посредством нас, но не принимается как сознание. Это определенного рода сила, но такая, которая, по-видимому, обладает своим собственным сознанием, более глубоким и широким, чем наше обычное сознание. Если нам необходимо дать ей определение, то можно назвать ее духом, живущим в нас, который мобилизует нас к действию.
Другими словами, опыт духовности тела зависит не от действия, а от чувства силы внутри себя, которая больше, чем сознательное Я.
Второй поворотный пункт в моей терапии наступил некоторое время спустя. Во время одного из сеансов, когда я лежал на топчане и отдыхал, у меня было ясное впечатление, что я близок к тому, чтобы увидеть картину на потолке. Во время нескольких следующих сеансов это чувство усилилось. Потом эта картина появилась. Я увидел лицо моей матери, смотрящее на меня свысока, в гневе. Я ощутил себя в семимесячном возрасте, лежащим в коляске перед домом. Перед этим я плакал о маме, но мой плач, вероятно, отвлек ее от какого-то занятия. Когда она вышла ко мне, у нее было такое холодное и суровое выражение лица, что я замер. Я понял, что крик, который я в то время не выдавил из себя, был тем криком, который я издал во время своего первого сеанса у Райха. Он все еще пребывал в моем горле, которое было так зажато, что я не мог ни крикнуть, ни глотнуть. Много лет позднее, во время рабочего семинара, который я проводил, случилось нечто, что помогло мне это понять. Один из участников предложил, чтобы мы поработали над моим телом для того, чтобы расслабить некоторые мои напряжения. Я согласился. Я лежал на полу, а две женщины работали одновременно над моим телом. Одна занялась моим зажатым горлом, а другая стопами, то есть двумя областями, где напряжение было наибольшим. Я помню, что чувствовал себя беспомощным, и в этот момент почувствовал в горле острую боль, как будто кто-то мне его перерезал. Я понял, что моя мать психически подрезала мне горло, так что мне трудно было говорить или плакать.
Этот крик вырвался, когда я возбудил свою грудь дыханием. Крик застрял в моем горле, но в моей груди осталась боль из-за злости на мать. Именно эта боль разбитого сердца, потери любви мамы была тем, что я должен был подавить в себе, чтобы выжить, так как когда я боролся криком и плачем, требуя груди, это обернулось против меня. Мне удалось приглушить эту боль, напрягая грудную клетку, но следствием этого был огромный стресс, отрицательно влияющий на сердце. Я жил в бессознательном страхе, что меня покинут, от которого мог освободиться, только посмотрев в глаза страху и оплакав свою потерю.
Не все разделяют этот взгляд, но торможение чувств заставляет человека бояться. Он становится, как говорится, скелетом в шкафу, на который мы боимся взглянуть. Чем дольше это чувство скрывается, тем больше мы его боимся. Во время терапии мы понимаем, что когда двери шкафа будут открыты, то есть когда приглушенные чувства будут освобождены, они, безусловно, окажутся менее ужасными, чем мы ожидали. Одним из преимуществ является то, что мы уже не беспомощные дети. У большинства из нас достаточно развитое сильное эго, способное справляться с чувствами, в то время как у ребенка такого эго не было. Однако силу эго нельзя использовать, когда мы имеем дело с подавленными чувствами, потому что они неосознанны. Подавленные чувства подобны теням в ночи, – наше воображение делает их все более устрашающими, пока они не превращаются в привидения.
Если вы склонны подавлять свои чувства, если вы не можете выплакаться, то, вероятнее всего, у вас будут нарушения дыхания. И если вы задерживаете в себе чувства, то и грудная клетка будет задерживать в себе воздух. И она, вероятно, будет раздута. Женщины более свободны в выражении чувств, чем мужчины: плач приходит к ним легче, и в результате их дыхание более свободно, у них реже появляются сердечные недомогания, и они живут дольше. Это не значит, что у них нет эмоциональных проблем, или что их дыхание полностью естественно. Женщины, которые берут за образец для подражания такие мужские ценности, как твердость и спортивность, а также сдерживание своих чувств, подвергаются той же опасности, что и мужчины, и у них также может быть раздутая грудная клетка. Особенно податливы к этому курильщики обоего пола. Курение создает впечатление дыхания, не доставляя, однако, организму достаточно кислорода, который мог бы пробудить болезненные чувства.
В интересах собственного здоровья важно, чтобы мы осознали свой стиль дыхания. В этом может помочь упражнение, приведенное ниже. Оно должно также помочь углубить дыхание. Сначала обратите внимание на размеры своей грудной клетки и посмотрите, глубоко ли вы втягиваете воздух и надолго ли вы его задерживаете. Если это так, то у вас могут быть не только проблемы с полным вдыханием воздуха, но и с выражением своих чувств.
Упражнение 3.1
В позиции сидя, лучше всего на твердом стуле, произнесите своим обычным голосом, "а-а-а", глядя на секундную стрелку своих часов. Если вы не в состоянии удержать звук по крайней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием.
Чтобы поправить свое дыхание, повторяйте это упражнение регулярно, стараясь продлить время звучания этого звука. Упражнение нельзя назвать опасным, но у вас может быть одышка. Ваш организм будет реагировать интенсивным дыханием, чтобы пополнить уровень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряженные мышцы грудной клетки, позволяя им расслабится. Этот процесс может закончиться плачем.
Можете выполнить это упражнение, считая вслух в постоянном ритме. Использование голоса непрерывным образом требует поддерживать непрерывный выдох. Это упражнение будет давать такой же эффект, как предыдущее. При более полных выдохах вы будете вдыхать глубже.
В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. Как все естественные функции организма, дыхание просто происходит. Когда вы перестаете напрягаться и отдаетесь таинственной силе своего тела, то получаете грацию и здоровье.
А что с людьми, грудные клетки которых свободны и слабо наполнены? Это нормальное состояние, если дыхание достигает глубины брюшной полости. В этом случае дыхательная волна проходит через все тело. Часто слабо наполненная грудная клетка плоская и узкая, а дыхательные движения выходят за ее пределы. Людям с таким строением вдохнуть труднее, чем выдохнуть. Они не подавляют в себе чувства, но отделяют себя от них. Это особенно касается чувств, исходящих из глубины брюшной полости, таких, как грусть, отчаяние и желание. Травмы, которые эти люди получили в раннем периоде жизни, были очень болезненными. Их желание контакта не просто подавлялось время от времени, оно было полностью поглощено, что привело их к чувству, что у них нет права на радость и самореализацию. Отсюда их глубокое отчаяние.
У детей желание близкого контакта чаще всего принимает форму желания сосать грудь матери. Если использовать опыт моих пациентов в качестве примера, то исполнение этого желания часто сводится на нет. Только небольшой процент взрослых людей может правильно сосать. Взрослый человек, вкладывая большой палец в рот, будет, вероятнее всего, легко сосать его губами. Новорожденный ребенок или животное будет сосать всем ртом, прижимая сосок языком к небу, в то время как горло открывается, создавая давление, и новорожденный может вытянуть из груди максимальное количество пищи. В то же время дети, которых кормят из бутылки, сосут в основном губами. Большую часть работы за них выполняет сила гравитации. Таким образом, сосание пищи из груди является более активной и агрессивной формой действия.
Врач-педиатр Маргарет Риббли в своей книге "Права новорожденного" (MargarithaRibble "TheRightsofInfants" , NewYork, 1965), ясно показала явную связь между сосанием и дыханием. Доктор Риббли утверждает, что если новорожденный оторван от груди рано, в течение первого года жизни, его дыхание становится поверхностным и нерегулярным. Новорожденный, переживает потерю груди как потерю своего мира. Он переживает огромную беду и плач тут редко помогает. Так как ребенок не в состоянии получить назад близкую связь с грудью, ему приходится подавлять свое дыхание в попытках избежать боли и тоски. Грудные дети делают это обычно посредством напряжения мышц горла, и этот навык часто остается во взрослом состоянии, негативно воздействуя на дыхание. Чтобы дышать агрессивно, нужно чувствовать, как работает горло во время дыхания, подобно тому, как грудные дети должны чувствовать действия своего горла, чтобы агрессивно сосать. Одним из способов активизации мышцы горла является издавание стона во время вдоха. Можно также использовать это во время выдоха, объединяя со звуком на вдохе, как показано в следующем упражнении.