Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 12 из 38)

Это два разных понятия, несмотря на похожее звучание. Чтобы быть самосознающим, человек должен посмотреть на себя со стороны, так как это случилось со мной во время терапевтического се­анса, когда я услышал свой крик, не ощущая стра­ха. Самосознание означает некое раздвоение лич­ности, которая может колебаться от красоты до полной диссоциации, как при шизофрении. Для того, чтобы осознавать себя, человек должен чув­ствовать свое тело.

Есть история о сороконожке, которая, размыш­ляя, какой из своих многочисленных ног двинуть первой, не смогла сдвинуться с места. На счастье сороконожки (и на наше тоже), все важнейшие функции организма базируются на саморегуляции. В отличие от сороконожки, люди могут обдумать некоторые функции и движения и сознательно зап­рограммировать их. Однако делая это, мы рискуем уподобить наше тело машине и подавить его гра­цию. В своем отношении к телу эго уподобляется всаднику на лошади. Если подчинить животное своей воле, то оно сделает все, что желает всад­ник. Однако это приведет к тому, что лошадь ут­ратит природную грацию. Если же всадник даст ей некоторую свободу, лошадь и всадник в движении сольются с друг другом, и это будет выглядеть бла­городно и красиво. Это важная аналогия, так как люди поступают двумя способами: один зависит, а другой не зависит от нашей воли. Намеренные дей­ствия – такие, как ходьба, работа над книгой или приготовлении пищи, находятся под контролем эго и сознательной воли. Некоторые движения непро­извольны – мигание век, судороги, тики, дыхание – они происходят независимо от того, хотим мы этого или нет. Некоторыми движениями мы можем управлять, но считается, что они непроиз­вольны, поскольку происходят спонтанно. В про­цессе беседы мы производим множество жестов, которые не являются запланированными действи­ями. Такие спонтанные движения мы производим без перерыва: прикладываем руку к губам или к лицу, сплетаем ладони, двигаем ногами. Часто мы не осознаем данного движения, если не концент­рируем на нем внимание. В отличие от этого, на­меренные движения мы делаем для достижения не­кой сознательной цели. Когда мы чистим зубы, одеваемся или принимаем пищу, мы делаем это с сознательной целью.

Целенаправленных действий немного, в отли­чие от непроизвольных движений, которые посто­янно совершает тело. Даже если мы опустим дви­жения внутренних органов, тело постоянно производит какие-то минимальные движения, оно находится в постоянном движении, даже во время сна.

Непроизвольные движения являются непосред­ственным проявлением жизненности тела. Вот что сказал мой друг художник о человеке, позирую­щем для портрета: "У него лицо такое живое, что я не в состоянии ухватить это выражение". Целе­направленные или контролируемые движения не создают такого впечатления, так как в их основе лежит нечто механическое. Однако большинство движений не принадлежат ни к первой, ни ко вто­рой категории, они являются комбинацией их обо­их. Чем менее движение контролируется волей, тем более оно спонтанно и грациозно. Если мы хо­тим, чтобы наши движения были грациозными и не напряженными, наше эго должно довериться подсознанию.

Отсутствие элегантности движений – это при­знак dis-ease, или состояния противоположного состоянию свободного расслабления. Так как тако­го отсутствия свободы невозможно избежать в на­шей культуре, грациозное тело – редкость среди взрослых людей. Наблюдая за людьми на улицах, мы можем заметить, как неловко многие из них двигаются. Еще печальнее тот факт, что многие из них не осознают этого. Большинство из них не замечают также своих серьезных эмоциональных проблем. Несмотря на то, что исследования указы­вают на высокую частоту психических заболеваний в нашей культуре, большинство людей не считают, что депрессия, беспокойство или неуверенность, которые они у себя отмечают, являются серьезной эмоциональной проблемой, хотя на самом деле так оно и есть. Лишь немногие замечают какую-либо связь между психическими заболеваниями и отсут­ствием грации. Это непонимание возникает из-за того, что теория медицины опирается не на понима­ние здоровья, а на определенную область знания о болезнях. Большинство терапевтических программ, базируются ли они на анализе или нет, заражены таким консервативным взглядом и концентрируют­ся на симптомах, вместо того, чтобы концентриро­ваться на общем состоянии здоровья и состоянии дискомфорта или беспокойства (dis-ease) личнос­ти. Так как каждая болезнь личности касается в равной степени, как тела, так и ума, мы должны научиться смотреть на психические проблемы, как на отражение физиологических проблем, и наобо­рот. Успешная терапия будет основана на понимании того, как и почему данная личность утратила грацию.

Несколько лет тому назад, я лечил одного адво­ката, который обратился ко мне, так как у него были проблемы в отношениях со своей подругой. Он жаловался, что она не хочет вступить с ним в длительный союз, несмотря на то, что они сблизи­лись сексуально. Мой пациент, которого я назову здесь Пол, утверждал, что очень любит свою под­ругу и не понимает, почему она не хочет вступать с ним в брак, несмотря на то, что она многократно признавалась ему в любви.

Пол был привлекательным мужчиной лет 50, который в своей жизни уже был женат, воспитал трех сыновей, а сейчас был в разводе. Как он ска­зал, поводом к разводу послужило то, что жена слишком его опекала, что лишило их связь эле­мента возбуждения и сделало ее нудной. Пол вел активную жизнь, занимался двумя видами спорта и, казалось, у него было чем поделиться с женщи­ной. Он был расслабленным и веселым и никогда не вел себя плохо по отношению ни к кому, кроме этой женщины.

Несомненно то, что если в отношениях двух людей появляются проблемы, за это ответственны оба. Однако, зная только Пола, я должен был ста­раться понять его проблемы, исходя из его лично­сти. Он не скрывал своих чувств и говорил о себе без стеснения. В этой ситуации единственный спо­соб отыскать подсказку, касающуюся его про­блем, – это изучение строения и движения его тела. У него было хорошо сложенное, сильное и грациозное тело. Но когда я попросил его лечь на биоэнергетический стол, чтобы посмотреть, свобод­но ли он дышит, то с удивлением отметил, что спина его жесткая, как доска, а дыхание сильно ограничено. Я подумал, что, вероятно, его расслабленный, свободный способ бытия является пози­цией, которую он принял для того, чтобы произво­дить впечатление на людей и компенсировать состояние внутреннего напряжения. Или же за этим стилем скрывалось сильное эго, стремящееся к доминированию над другими? Пол признал, что достигает в жизни того, чего хочет, и его очень нервировало то, что ему не удается "оседлать" эту женщину. Я мог только догадываться, что суще­ствующая у Пола потребность доминировать над собой и над другими людьми существенно влияла на то, что его подруга не желала более длительной связи с ним. Кроме того, несмотря на производи­мое поверхностное впечатление, он не был сердеч­ным человеком.

Мои интерпретации проблем Пола оказались для него слишком трудными, и он не смог их принять. Однако он не мог отрицать жесткости в своей спи­не и принял предложение поработать над своим телом. Он регулярно использовал биоэнергетичес­кий столик для расслабления мышц спины. Когда он отпустил себя на физическом уровне, он был уже в состоянии позволить своей подруге уйти. Если бы она ему уступила, их связь могла бы за­кончиться также, как его прошлая семейная жизнь, – он утратил бы к ней интерес.

Отношения Пола с женщинами строились по­добно его отношениям с матерью. Она была жен­щиной, требующей опоры и привязала к себе сына под видом любви. С виду Пол был независимым человеком, но его дух не был свободным. Он по­стоянно ощущал потребность в подтверждении соб­ственной ценности, должен был достигать успеха, целей, принимать вызов и выигрывать. Он всегда был активен. Ему было незнакомо удовольствие обычного существования.

Пол был человеком, живущим согласно ценнос­тям эго, а не ценностям тела. Ценности эго связа­ны с удовлетворением, которое приносит достиже­ние цели. Ценности тела – это физическое удовольствие, получаемое от непроизвольных гра­циозных движений. Концентрируясь на достиже­нии цели, мы достигаем удовольствия, происходя­щего от стремления к ней. Лыжный спорт, например, является таким занятием, которым люди могли бы заниматься для собственного удоволь­ствия. В то же время слишком многие лыжники оттачивают технику катания. Они неустанно конт­ролируют себя, оценивая, хорошо ли у них полу­чается. Несмотря на то, что в катании на лыжах ничего не достигается, они создают себе цель: "Ез­дить сегодня лучше, чем вчера". Ясно, что для того, чтобы достичь легкости в движениях, следует об­ращать внимание на то, как катаешься, так как лыж­ный спорт не является естественной функцией. Од­нако многие лыжники постоянно ищут все более трудные спуски, достойного мастера. Таким лыжником был Пол.