Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 18 из 38)

Когда наш дух вовлекается полностью в какой-то акт, то этот акт становится духовным, благода­ря трансценденции нашего Я. Эта трансценденция наиболее ощутима в половом акте, если он приво­дит к объединению двух людей в танце жизни. Когда наступает это объединение, любовники пре­одолевают границы своего сознания, чтобы соеди­ниться с силами Вселенной.

Ключом к такому единению является любовь. Близость между мужчиной и женщиной возникает из того же чувства любви, которое соединяет мать и ребенка, человека и его любимое животное, че­ловека и его ближнего. Любовь – это состояние приятного возбуждения, которое различается по интенсивности, в зависимости от ситуации. Тот же вид возбуждения имеет место в мистической связи человека с Богом. Возбуждение, которое ощущают двое любовников, находящихся близко друг к другу, влечет за собой, конечно, дополни­тельные последствия. Энергия движется вниз, сильно возбуждая половые органы. Когда это про­исходит, возбуждение и напряжение возрастают до такой степени, что человек ощущает неодолимое стремление к более интимному контакту и разряд­ке этого возбуждения. Радость секса имеет два фак­тора: (1) удовольствие, которое человек чувствует от прикосновения и (2) удовлетворение, которое дает половая разрядка напряжения. Вначале удо­вольствие появляется в сознании и связано с ожи­данием, в то время как удовольствие оргазмического расслабления является чисто сексуальным и очень удовлетворяющим. Во время пика оно дос­тигает уровня экстаза.

Для небольшой части людей секс является нео­бычайно возбуждающим переживанием, в котором участвует все тело, а половое возбуждение очень сильно. Поверхность тела заряжается, глаза блес­тят, кожа увлажняется, теплеет и розовеет. Эрогенные зоны сильно наполняются кровью по мере того, как сердце, которое также возбуждается, по­сылает кровь к поверхности тела. Когда глаза лю­бящих встречаются, дрожь возбуждения пробега­ет, как электрический разряд через все их тело. Стремление к контакту очень сильное. Если это происходит во время поцелуя, тело размягчается и растекается, человек чувствует приятное тепло в нижней части живота. В этот момент половые орга­ны наполняются кровью, но кровенаполнение еще не максимально. Стремление к более глубокому интимному контакту приводит к половому акту. В момент проникновения наступает минутное успо­коение, прежде чем начнется ритмичный танец, который закончится оргазмом.

Все это происходит спонтанно, когда двое лю­дей глубоко влюблены. Они стремятся к сближе­нию так, как если бы находились в трансе, хотя осознают свои действия, но на вершине оргазма осознавание может утрачиваться. Энергетическое напряжение настолько сильно, что эго побеждает­ся чувством освобождения. Чувство объединения двух тел может быть так реально, что любовники ощущают себя как бы одним телом. Одновременно у них может быть впечатление, что они не присут­ствуют в своем теле.

После сильной оргастической разрядки челове­ка охватывает глубокий покой. Прежде, чем вер­нется осознание себя, может наступить сон. Такую потерю сознания французы назвали "малой смертью". После этого переживания человек чувствует себя как бы возрожденным.

Так же, как и в мистическом переживании, в момент оргазма может возникать ощущение объе­динения с могущественными силами Вселенной. Однако в то время, как мистическое переживание тихое, оргазмическое переживание похоже на взрыв вулкана или землетрясение. В повести Хемингуэя "По ком звонит колокол" герой отмечает, что во время такого оргастического переживания он по­чувствовал, что "задрожала земля". В мистичес­ком переживании личность редуцирует свое Я, в оргазме это Я тонет в потоке энергии и чувств. Однако, чтобы получить такое мощное чувство, нужно остаться свидетелем нарастания возбужде­ния вплоть до момента его взрыва. Это требует сильного Я, так как слабое Я может испугаться перед лицом такого риска. Это напоминает поезд­ку на американских горках. Чтобы получить пол­ное удовлетворение, надо держать глаза постоянно открытыми и наслаждаться вызывающими головок­ружение взлетами и падениями вагончиков.

Половой акт дал толчок примитивной методике добывания огня, заключающейся в быстром вра­щении палочкой в углублении куска дерева до тех пор, пока не станет так горячо, что вспыхнут су­хие щепки и листья. Трение-тепло-пламя, такую последовательность мы видим в этих двух действи­ях, цель которых — получить пламя. К сожале­нию, для большинства людей половой акт закан­чивается высечением только нескольких искр, а не пламенем, которое растворяет тело, превращая его в чистый дух. А ведь именно в этом и заключается запредельное переживание.

Достичь трансценденции можно также деятель­ностью, не включающей в себя половой акт. Каж­дый раз, когда мы переживаем сильные чувства или тронуты большим переживанием, мы ощущаем трансценденцию. В обоих случаях дух выходит за границы нашего Я. Когда это происходит, мы ощу­щаем, что мы охвачены, или даже одержимы ду­хом. Примером такой одержимости духом, взятым из религии, может быть церемония Вуду, свидете­лем которой я был на Гаити. Во время этой цере­монии участник, танцуя длительное время под рит­мы бубнов, впал в транс, после чего приступил к проглатыванию огня, что, видимо, ему никоим об­разом не вредило. В суфизме транс достигается посредством длительного вращения в танце. В со­стоянии транса Я растворяется, и человек пережи­вает запредельное состояние. Когда лучник, прак­тикующий дзен, о котором я упоминал в четвертой главе, говорил, что "стрелы направляло "оно", этим "оно" был дух, который охватил его естество и управлял его движениями. Это было настоящее запредельное переживание.

Каждый творческий акт содержит определенный трансцендентный элемент. Чтобы иметь эту запредельность, обязательны два фактора: вдохновение и страсть. Вдохновению в творческой работе все­гда присуще немного божественного духа, позво­ляющего творцу приглушить свое эго и слиться со своим действием. Посредством этого приглушения эго и объединения с действием, рождается что-то новое, всегда являющееся чем-то большим, чем сам творец. Будет ли это живописным полотном или музыкальным произведением, тут содержится дух, который может глубоко трогать как исполнителей, так и публику. Такие произведения живут своей собственной жизнью.

Существует ли более важный творческий акт, чем создание нового живого существа? Говорят, что любовь начинается с блеска в глазах, а закан­чивается рождением ребенка. Половой акт, рассмат­риваемый в этом свете, является эссенцией твор­чества. В то время, когда на глубоком биологическом уровне это утверждение всегда спра­ведливо, мы не способны пережить таинственность и радость секса, если не отдаемся божественной страсти любви.

Наша неспособность переживания оргазмической реакции, ведущей к запредельному состоянию, вызвана недостатком страстности в любовной игре. Часто эта страсть подавляется в раннем возрасте болезненным опытом как в оральной, так и в эдиповой стадии развития. Оральная стадия – это первые три года жизни, когда потребности ребен­ка, относящиеся к кормлению, опоре и близкому контакту, удовлетворяются матерью. В течении это­го периода уровень его энергии возрастает до такой степени, что страсть становится возможной. Эти потребности могут быть удовлетворены посред­ством акта кормления грудью, так как он дает наи­более близкий, возбуждающий и удовлетворяющий контакт между матерью и ребенком. Большинство западных людей вкариваются грудью не более чем 9 месяцев, в то время как в слаборазвитых странах и примитивных сообществах период корм­ления грудью продолжается около трех лет. Если ребенок будет отлучен от груди слишком рано, он ощущает недостаток груди как утрату своего мира, что может "разбить его сердце". Если эта "ломка" будет продолжена неадекватными реакциями родителей в эдипов период, следствием может быть мысль: "Я никогда не получу то, что хочу, так для чего же возбуждаться? Это закончится только бо­лью".

Если ребенок не будет вскармливаться грудью, это не значит, что он будет лишен питания и забо­ты при кормлении, однако младенцам необходимо ощущать тело матери, ощущать ее жизненность и поглощать ее энергию. Контакт с матерью возбуж­дает дыхание младенца и укрепляет его метабо­лизм. Когда этот контакт утрачивается из-за смер­ти, болезни или депрессии матери, ребенок, вероятнее всего, будет потрясен и сломлен. Как мы отметили в одном из предыдущих разделов, ребенок борется против этой боли сдерживанием дыхания и напряжением мышц грудной клетки. Ре­зультатом этого будет ограничение его способнос­ти отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. Будучи взрослым, он страдает от полового отчуждения, так как не может пережить все это сердцем.