Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как "божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродить его, приблизить к Богу и сохранить". Ее также можно определить как божественный дух тела. Этот дух проявляет себя в естественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доброта – это состояние святости, целостности, связи с жизнью и с тем, что божественно. А эти понятия – синонимы здоровья.
Наше стремление к здоровью может принести результат только в том случае, если мы рассматриваем позитивную модель здоровья. Определение здоровья как отсутствия болезней – это негативное определение, поскольку такой взгляд на тело напоминает взгляд механика на автомобиль, в котором он может заменить отдельные части, не нарушая работы всего механизма. Тоже самое нельзя сказать о каком-либо живом организме и о человеке в особенности. Мы можем чувствовать, а машины этого не могут. Мы движемся спонтанно, чего не может ни один механизм. Мы также глубоко связаны с другими живыми организмами и природой. Наша духовность происходит именно из. этого чувства единения с силой и порядком более великими, чем мы сами. Не имеет никакого значения, дадим ли мы этой силе имя, или же, как древние, оставим ее без имени.
Если мы принимаем тот факт, что, человеческие существа обладают духом, мы также должны принять то, что здоровье связано с духовностью. Я уверен, что утрата чувства единения с другими людьми, животными и природой серьезно мешает психическому здоровью. На уровне отдельного человека мы определяем это как чувство изоляции, одиночества и пустоты, которое может привести к депрессии, а в более острых случаях – даже к шизоидному уходу от жизни. Вообще не замечается тот факт, что когда связь с миром обрывается, наступает также потеря связи со своим телесным "я". Именно отсутствие ощущения своего тела является основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетического состояния. В сущности, невозможно отделить психическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта. Несмотря на это, в медицине нет никаких достоверных критериев для физической оценки психического здоровья. Его, возможно, определить лишь как отсутствие жалоб и беспокоящих элементов в личности пациента.
Объективно психическое здоровье можно определить по уровню жизненной энергии, который проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности выражений лица, живости тела, а также грациозности движений. Особенно важны глаза – окна души. В них мы можем видеть жизнь духа человека. В тех случаях, когда дух отсутствует (например, при шизофрении), – глаза пусты. В состоянии депрессии глаза грустные, и часто в них видна глубокая тоска. У человека, находящегося между этими состояниями, глаза бывают матовыми и неподвижными, – это свидетельствует о том, что нарушена функция понимания того, что человек видит. В большинстве случаев глаза становятся матовыми от тяжелых переживаний и травматических ситуаций в детстве. Поскольку глаза важны для наших отношений с другими людьми и с окружающим нас миром, мы проанализируем их функции подробнее в девятой главе, названной "Лицом к миру". Люди с живыми, блестящими глазами обычно смотрят друг другу прямо в лицо, устанавливая зрительный контакт, который объединяет чувства людей. Живой цвет и теплота кожи – результат хорошего кровоснабжения внешних слоев тела сердцем, которое бьется под влиянием "божественного духа". Этот дух проявляется также в жизненной энергии тела и грациозности движений. Греки были правы, утверждая, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле.
В свете вышеизложенного можно задать вопрос: можно ли лечить психические заболевания, не обращая внимания на состояние тела? И можно ли лечить болезни тела, не обращая внимания на душевное состояние пациента? Если цель терапии состоит в излечении отдельного симптома болезни, концентрация на ограниченном фрагменте личности, у которой этот симптом присутствует, имеет смысл и может оказаться успешной. Почти вся практика медицины использует этот вид лечения. Однако это не возвращает полного здоровья и не воздействует на причину заболевания, на так называемые личностные факторы, предрасполагающие человека к заболеванию. Конечно, не всегда возникает необходимость вникать в эти подробности. Если мы имеем дело с переломом или инфицированной раной, можно воздействовать непосредственно на больное место, чтобы ускорить заживление.
Несмотря на локальный подход к болезням, западная медицина достигла удивительных результатов в их лечении. Хотя ее отношение к телу является механистичным, знание механики как в структурной, так и в биохимической областях, позволяет врачам творить чудеса. Однако у этого типа медицины есть явные ограничения, которые не хотят замечать врачи. Множество распространенных болезней не поддаются такому лечению. Заболевания поясничного отдела позвоночника, которым часто сопутствует раздражение седалищного нерва, очень распространены у жителей западных стран, но немногие хирурги-ортопеды понимают эту проблему и могут ее успешно лечить. Другим заболеванием, не поддающимся врачебному знанию, является артрит. Известна непобедимость рака. Напомню, что это болезни всего организма, и их можно понять только посредством целостного подхода к человеку.
Несколько лет тому назад я лечил женщину с острым кишечным заболеванием. У нее была аллергия на многие продукты, включая хлеб, мясо и сахар. Потребление любого из этих продуктов вызывало у нее спазмы желудка и приступы поноса, которые ослабляли ее. Она была вынуждена придерживаться определенной диеты. Несмотря на большую осторожность, приступов поноса избежать ей не удавалось. Она постоянно боролась со своим малым весом и недостатком энергии. Она, конечно, искала помощи у многих врачей, обследования у которых показывали, что ее кишечник заражен паразитами. Лекарства, которые ей прописывали, приносили только кратковременное облегчение. Казалось, паразиты пропадали, чтобы вскоре появиться снова.
Как терапевт я хорошо изучил ее. Назовем ее Рут. Рут была филигранной женщиной, довольно симпатичной, с красивым лицом. Однако две черты мешали ее красоте. Ее большие глаза были полны страха, она была близорука. Ее нижняя челюсть была необыкновенно напряжена и выдвинута вперед. Это придавало ее лицу выражение неуступчивости, как будто она хотела сказать: "Вам не удастся меня уничтожить." На фоне страха в ее глазах челюсть, казалось, говорила: "Я не буду вас бояться." Рут, однако, не замечала этого страха.
Во время анализа всплыла следующая информация: Рут была единственным ребенком своих родителей, которые эмигрировали в США после второй мировой войны, еще до рождения дочери. Как мы установили, у каждого из родителей были свои эмоциональные проблемы. Мать была пугливой и полной страхов женщиной. Отец был болезненным, но очень работящим. Рут охарактеризовала свое детство как несчастное. Она чувствовала, что мать относилась к ней враждебно, возлагая на нее слишком много обязанностей по дому, которые не оставляли ей времени на игры. Она относилась к ней слишком критически. Рут не могла вспомнить теплого или близкого физического контакта со своей матерью. По отношению к отцу она, напротив, чувствовала теплоту и ощущала его любовь. Однако он отстранился от нее, когда она была еще ребенком.
Дух Рут был сломлен. В ее теле существовала пустота, говорящая о том, что ее дух слаб. Она не была агрессивной. С большим трудом она сохраняла хорошее самочувствие. Ее дыхание было плавным, а уровень энергии низким. Она не понимала, что ей было трудно протянуть руку к другим людям, она приписывала это своей неуверенности в отношениях с людьми. Ее проблемы с кишечником напомнили мне именно эту неуверенность, а также неспособность к приему пищи. Это выглядело так, как будто на молоко своей матери она реагировала, как на яд. Грудью ее кормили недолго и; несмотря на то, что она не могла вспомнить, когда это прекратилось, именно этот момент я считаю первым серьезным оскорблением в ее жизни. Наверняка, враждебность матери была ядом. Второй серьезный удар – утрата близкого контакта с отцом, спровоцированная завистью матери к его любви к Рут. Отход отца обезоружил ее против враждебно настроенной матери и принес чувство, что она больше никому не нужна.