Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 24 из 38)

Так как боли в пояснице очень распространены, некоторые считают, что человек никогда не дол­жен был принимать вертикального положения. Но если бы проблемы с поясничным отделом позво­ночника возникали из-за ошибки природы, то все люди страдали бы от этого. Когда я исследую осан­ку многих людей с точки зрения биоэнергетики, становится ясно, что с проблемами в поясничном отделе позвоночника сталкиваются лишь незаземленные люди. Тот, кто заземлен и сохранил гра­цию движений, удерживается в вертикальной по­зиции жизненной силой, которая движется от земли через стопы, голени, бедра, таз, спину, шею и го­лову. Эта жизненная сила, или энергия, в йоге называется кундалини и считается, что она проте­кает вдоль позвоночника от крестца до головы, когда йог медитирует в позе лотоса. Во время ходь­бы или стоя это движение энергии ощущается, как идущее от земли. Несмотря на позицию, в которой мы находимся, такое движение энергии возможно, лишь когда мы заземлены. Некоторым людям это присуще от природы. Как утверждает Ли Страсберг, Элеонора Дьюс, известная преподавательни­ца актерского мастерства, "очень необычно улыба­лась". "Эта улыбка, казалось, начинается от самых кончиков пальцев ее ног. Казалось, что она путешествует по телу, прежде чем достигает лица и губ".

Исследуя вопрос вертикального положения че­ловека, следует вернуться к образу дерева. Спо­собность дерева сохранять вертикальное положе­ние больше зависит от силы его корней, чем от жесткости его структуры. На деле, чем жестче структура дерева, тем более оно податливо ветру. Корни важны не только потому, что они создают систему опоры, но и потому, что добывают из зем­ли питательные вещества, необходимые для роста дерева. Соки, переносящие эти вещества вверх к листьям, необходимы дереву для жизни. Но эти соки должны также оттекать вниз, после того, как зарядятся энергией Солнца. Также и в организме человека энергия течет вверх и вниз.

Конечно, человеческий организм сильно отли­чается от дерева, но на деле вся жизнь на Земле существует в атмосфере, там, где Земля встречает­ся с Небом. Именно здесь энергия Солнца преоб­разует материю Земли в протоплазму. Так же как дерево, мы, человеческие существа, смотрим на Небо, как на источник, дающий жизни энергию, но зависим также от Земли, которая доставляет нам питательные субстанции. Только ангелы не зависят от Земли, так как они не являются ни де­ревьями, ни животными. Человек не может, к со­жалению, быть одновременно и животным, и ан­гелом. Если мы оторвемся от нашей животной природы (и нижней половины тела), мы утратим заземление. Чтобы быть заземленным, надо быть сексуальным существом. А как мы видим из дис­куссии в главе б, по-настоящему сексуальным че­ловек может стать лишь тогда, когда движения его таза станут свободными.

Эти движения в предоргазмической фазе зави­сят от воли, но во время оргазмического пика ста­новятся спонтанными и неконтролируемыми. Не­контролируемые движения доставляют много удовольствия, но волевые движения также могут быть приятными, если они не вынуждены. При­нуждение вызывает напряжение. Короче говоря, наши движения являются грациозными, когда мы позволяем волне возбуждения протекать без пре­град вверх от земли. В этом помогает расслаблен­ный таз. Когда мы выдвигаем его вперед во время ходьбы или в сексуальном акте, мышцы вокруг таза напрягаются, что ограничивает чувствительность. Намного лучше позволить тазу самому двигаться вперед.

В шестой главе мы представили упражнения, цель которых – измерение зажатого в тазе напря­жения. Сейчас, используя понятие заземления, мы можем выполнить определенные упражнения, ко­торые помогут тазу свободно двигаться.

Упражнение 7.8.

Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см. Слегка согните колени. Накло­нитесь вперед, перенося вес тела на подушеч­ки стоп. Чувствуете ли вы, что вас как бы что-то толкает вперед? Именно таким образом мы ходим.

Затем сильнее согните колени и перенесите вес на передние отделы стоп. В этот раз не отрывайте пятки от пола. Передвинулась ли отраженная от пола сила вверх, выпрямляя ваши колени?

Повторите этот маневр в третий раз с со­гнутыми коленями и пятками прижатыми к земле. В этот раз наклонитесь вперед и рас­слабьте таз. Замечаете ли вы, как таз передви­гается вперед?

Я заметил, что большинству людей трудно вы­полнять это упражнение, так они никак не могут надавить пальцами стоп на землю, не напрягая ног. Если мы заземлены, это упражнение выполняется легко.

А вот другое упражнение, имеющее ту же цель, а именно – дать ощущение, что таз может дви­гаться снизу лучше, чем сверху. Это упражнение также является трудным, но при определенной практике мы можем освободить нижнюю часть тела до такой степени, что она становится чем-то зна­чительно большим, чем просто механической опо­рой. Когда таз двигается свободно, человек ощу­щает приподнятость духа, наполненность грацией и расслабленность.

Упражнение 7.9.

Стопы стоят параллельно на расстоянии око­ло 30 см. Колени немного согнуты, ладони помещены на коленях. Целью упражнения яв­ляется колебание таза со стороны в сторону при помощи только ног и стоп. Верхняя часть тела должна быть расслаблена и неактивна.

Перенесите вес тела на передний отдел пра­вой стопы, выпрямите правое колено и позволь­те тазу отклониться вправо. Перенесите вес тела на левую стопу, надавите на нее, после чего легко выпрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Сейчас переместите вес на правую ногу и по­вторите маневр, стараясь вызвать передвижение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнение, перенося по­переменно вес тела с одной стопы на другую около 5 раз.

Большинство людей может двигать тазом, скручивая верхнюю часть тела, но, так как это движение не соединяется с землей, оно вы­полняется без грации и не приносит никакого удовольствия. Заземленное движение возбуж­дает, в то время как вынужденное – прино­сит страдание.

Описанное упражнение похоже на основной шаг в традиционном гавайском танце хула. В исполне­нии гавайцев этот танец выглядит грациозным и кажется легким. Однако большинство западных людей, танцуя его, выглядят очень неуклюжими, так как их тела слишком напряжены, и, кроме того, они не могут начинать движение от земли. Незаземленные движения таза могут выглядеть сексу­ально и напоминать возбуждение, но это сексуальность, изолированная от чувств. Когда движения заземлены, они приобретают духовные черты, что объясняет их использование в ритуалах древних религий.

Можно недоумевать, какое отношение имеет не­обходимость заземления к половому акту, когда двое людей лежат, друг на друге в постели. Если мужчина находится сверху, он может заземлить­ся, упирая стопы в спинку кровати или в стену. Когда его колени согнуты, его таз будет двигаться естественным образом. Если у кровати нет спинки или поблизости нет стены, он может упереть пальцы стоп в матрац так, чтобы движения таза начина­лись от стоп. Если женщина лежит внизу, она мо­жет заземлиться стопами о матрац или оплетая ногами партнера так, что его тело становится для нее почвой (партнеры могут, конечно, сделать по­зицию наоборот). Использование этой основы для движений во время сексуального контакта может привнести значительную разницу в качество и ин­тенсивность ощущений. Возбуждение увеличива­ется, когда вся нижняя часть тела, а не только по­ловой аппарат, вовлекаются в сексуальный акт. Так как таз движется свободно, ощущения в этой обла­сти становятся более интенсивными. Когда в про­цессе полового акта мы заземлены, нам легче от­даться оргазмической разрядке.

С чисто медицинской точки зрения заземление имеет неоценимую важность. Оно непосредствен­ным образом благотворно влияет на высокое арте­риальное давление. В соединении с глубоким ды­ханием, упражнения в заземлении заметно понижают артериальное давление и могут оказы­вать определенное влияние на снижение "давле­ния жизни". Снижение давления, конечно, не бу­дет продолжительным, если человек не вносит существенных изменений в свое отношение к зем­ле, на которой он стоит, своему телу, своей сексу­альности, а также в свои отношения с другими людьми. В биоэнергетической терапии мы стремим­ся к тому, чтобы такие изменения проявлялись и в физическом облике пациентов. Когда терапия ус­пешна, стопы и ноги пациента становятся мягки­ми, таз расслабляется, дыхание углубляется. Как только человек заземляется, он позволяет Земле поддерживать его. Ступив на Землю, он отмечает, что снижается его артериальное давление. Однако для достижениий такого рода изменений необхо­димо уделять много внимания телу и придержи­ваться такого стиля жизни, при котором уважает­ся тело и принимаются его потребности.

К сожалению, наша культура все более отдаля­ется от тела, как источника чувств и духовности. Современные программы физических упражнений направлены не на развитие чувствительности тела, а на его эксплуатацию, как если бы оно было меха­низмом. В результате этих упражнений люди спо­собны только соревноваться с, жизнью. Я допускаю, что если достижение вершин становится для кого-то смыслом жизни, то современные програм­мы физического развития могут ему в этом помочь. Однако, если нашей целью является радость пол­ноты жизни и возбуждение, возникающее из того, что мы ощущаем себя частью пульсирующей Все­ленной, а также глубокое удовлетворение, от того, что мы являемся людьми грациозными и полными блаженства, то мы должны обратится к чему-то дру­гому.

Когда я был молодым человеком, "держаться земли" считалось добродетелью. Я давно уже не слышал, чтобы кто-то употреблял такое выраже­ние. Разве способность твердо стоять на земле ут­ратила свое значение? Я думаю, что существенно утратила. Для современного человека больше под­ходит определение, что "он летает высоко и быст­ро". Трудно снизить темп, когда мир вокруг нас стремится вперед. Трудно быть заземленным, ког­да сама культура не заземлена, когда она противо­речит реальности и пропагандирует иллюзию, о том что успех – высшее состояние существования, а люди, которые его достигли, живут более богатой и полной жизнью. Настоящими ценностями в жиз­ни являются здоровье, грация, удовлетворение, удовольствие и любовь. Эти ценности мы реализу­ем только тогда, когда крепко стоим на своих но­тах.