Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 28 из 38)

Классическим примером женщины с расщеплен­ной личностью является Мерлин Монро. Монро никогда не была моей пациенткой, и я знаю ее толь­ко по фильмам и фотографиям. В ее теле были нарушения, подобные тем, которые я обнаружил у Роджера, а именно – недостаточно сильное и це­лостное протекание энергии, соединяющей голову с грудной клеткой и грудную клетку с тазом. У Монро каждая из этих областей тела, казалось, двигалась независимо друг от друга, как у куклы с двигающейся головой и бедрами. Эта недостаточ­ная связь между сегментами тела, проявлялась в ее светском поведении на публике. Монро была профессиональной актрисой, ребенком и короле­вой секса, и каждая из этих субличностей функци­онировала в разных ситуациях. Когда она играла какую-то роль, ее поведение контролировал интел­лигентный и очень компетентный ум. В своих от­ношениях с мужчинами она была ребенком, нуж­дающимся в ласке и одобрении. Для публики она была светской и необычайно чувственной женщи­ной. Реальность противоречила этому имиджу. Мэрлин Монро не была интегрированной личностью с сильным внутренним чувством безопаснос­ти. В детстве она была травмирована в результате недостатка любви и сексуального злоупотребления.

Как мы предположили в шестой главе, ничто так не разрушает личность ребенка, как сексуальное злоупотребление, которое может варьироваться от эмоционального соблазнения ребенка родителем до фактического кровосмесительства. У Монро такая негативная среда вызвала сильный энергетический спазм в теле, что расщепило единство ее личнос­ти. Я вернусь к этой теме в последнем разделе.

Личность подвергается опасности расщепления в результате конфликта между рациональным умом и животной природой, между стремлением к до­минированию и потребностью в подчинениии. Этот конфликт коренится в человеческой природе. Он делает человека беззащитным перед лицом болез­ней, но, с другой стороны, он же бывает источни­ком творчества и основой сознательной духовнос­ти. Результат этого конфликта в жизни каждой личности зависит от его остроты, а также от того, насколько глубоко расщепление. Существенное влияние оказывает также то, как общество, в кото­ром личность живет, справляется с собственными противоречиями между культурой и природой. Рас­щепление в обществе, перенесенное на семейную территорию, становится войной между мужем и женой, родителями и детьми. В этой ситуации ре­бенок часто разделяется на две части. Как мы упо­минали в разделе 5, пока конфликт не слишком острый, а выступающие стороны в нем слишком сильны, ребенок может сохранить определенную интеграцию, делая тело жестким. Жесткость каса­ется обычно шеи и талии. В большинстве случаев это сдерживание не является настолько острым, чтобы стать медицинской проблемой, хотя может вызывать страдания, которые со временем будут требовать медицинского вмешательства. Снижение гибкости в шее может привести к артрозу межпоз­вонковых суставов, вызывая боль при поворотах головы. Подобное напряжение в талии отражается на состоянии поясничных позвонков, проявляясь в пояснично-крестцовых болях, раздражении не­рвных окончаний, а также выпадении дисков. Важ­но понять, что эта жесткость является защитной реакцией. Человек говорит языком тела: "Нет, вам не удастся меня сломать или расщепить". К сожа­лению, жесткость появляется после того, как ребе­нок уже в полной степени ощутил ломку и рас­щепление. Жесткость действует как шина, которая предотвращает перерождение небольшой трещины в перелом.

Однако интеграция, целостность, которую обес­печивает жесткость, основывается на обездвиженности, а не на свободном течении энергии, больше на воле, чем на чувстве. Жесткость является отри­цанием, а не утверждением. Она говорит: "Не ус­туплю, не поддамся, не размягчусь". Изначально направленная против требований или угроз со сто­роны общества или родителей, она, укоренившись в структуре тела, становится сопротивлением про­тив жизни вообще. Ограничивая свободное тече­ние энергии в теле, она нарушает жизненную пуль­сацию и ограничивает дыхание, что снижает энергетический уровень человека. Но, так как она является проявлением "выдержки" и "воли", люди часто считают жесткость скорее достоинством, чем недостатком. Это особенно касается тех случаев, когда человек не осознает свою жесткость, пока она не вызовет боль. Так как эго контролирует мышцы, поддающиеся волевому контролю, жест­кость является проявлением воли. Ее заявление: "Не хочу" могло бы также звучать: "Хочу и де­лаю"; "Не поддамся" могло бы звучать: "Я буду победителем и выиграю". У жестких людей силь­ная воля, но это не является признаком здоровья. Воля позволяет человеку достигать, но не позво­ляет наслаждаться достигнутым, так как это зави­сит от способности отдаваться. Воля сама по себе не является нездоровой или невротической. В опас­ных ситуациях она может спасти жизнь. Невроти­ческий характер она приобретает, если укореняет­ся в структуре тела до такой степени, что человек не в состоянии отбросить ее и отдаться своему сер­дцу или сексуальной страсти. Несмотря на мни­мую интеграцию, которую дает жесткость, личность страдает от расщепления между головой и телом, мышлением и чувствами. В итоге мы имеем дело с количественным фактором. Каждый человек в на­шей культуре в какой-то степени страдает от рас­щепления. Когда это противоречие не такое глубо­кое, ему сопутствует жесткость. Глубокое расщепление приводит к видимому разладу между главными сегментами тела. В той же самой степе­ни, в которой личность расщеплена, она теряет гра­цию и не обладает духовным опытом слияния со вселенной. Также как воля отделяет голову от тела, она изолирует человека от окружающих людей. С другой стороны, эта изоляция позволяет расцве­тать индивидуальности. Человек может быть кем-то именно потому, что использует волю. Исполь­зование воли и состояние упрямства – это две разные вещи. Жесткость в ситуации кризиса – это нечто совершенно иное, чем постоянная жест­кость, так как она дает движущую силу. Мы считаем, что очень важно достичь успехов, кого-то по­бедить, и не отдаем себе отчет в том, что в жизни нечего побеждать, кроме страха перед самой жизнью. Чем больше мы боимся, тем более жесткими становимся.

Следующее упражнение является тестом на же­сткость шеи и талии.

Упражнение 8. 1

Примите исходную позицию, описанную в предыдущих разделах. Оглянитесь через ле­вое плечо, поворачивая голову максимально влево. Удержите эту позицию в течение не­скольких дыхательных циклов и старайтесь почувствовать напряжение в мышцах, идущих от основания черепа к спине. Поверните голо­ву вправо, посмотрите через правое плечо, не­сколько раз глубоко вдохнув.

Это упражнение выполняется утром от пяти до десяти раз. Оно принадлежит к моей про­грамме личностного развития.

Для того, чтобы измерить гибкость талии, поднимите руки с согнутыми локтями на вы­соту плеч. Сейчас поверните тело максималь­но влево и удержитесь в этой позиции на не­сколько циклов дыхания. Затем поверните тело вправо и удержите позицию в течение несколь­ких циклов дыхания. Чувствуете ли вы, насколько напряжены мышцы спины и талии? Вы­полняя это упражнение, можете ли вы вдыхать нижней частью живота? Стоите ли вы в требу­емой позиции (стопы параллельны, колени слегка согнуты, тяжесть тела немного смеще­на вперед)?

Жесткость может охватывать всю спину, кото­рая становится доскообразной от головы до крестца. Я видел человека, который страдал от анкилоизирущего спондилита. Его позвонки стали слитной колонной, что является крайним вариан­том жесткости. Этот человек не мог сгибаться и поворачивать свое тело, а его отношения с людьми были такими же жесткими, как и его спина. Я знал, что его отец достиг в жизни успеха и был очень авторитарным человеком, который требовал от сына абсолютного послушания. Внешне мальчик был ему послушен, но внутри постоянно сопротивлялся. К сожалению, он подавил чувство сопротивления до такой степени, что оно укоренилось в структуре его тела. Этот человек не мог оплакивать даже тра­гедии своей болезни, потому что плакать означало для него сдаться, размякнуть, а это было для него невозможно.

В целом, подавленный гнев сопровождается на­пряжением мышц верхней части спины (рис. 8.6). В гневе волна возбуждения движется вверх вдоль спины до зубов (импульс кусания) к рукам (им­пульс удара). Когда животное злится, его хребет поднимается, а шерсть встает дыбом. Когда чело­века охватывает гнев, его спина также поднимает­ся, он поднимает хребет, что указывает, что он го­тов к атаке. Выражение гнева ослабляет возбуждение и позволяет хребту снова опустить­ся. Однако, когда гнев подавляется, напряжение сдерживается и становится хроническим. Такая ситуация возникает в детстве, во время первой ата­ки на интеграцию ребенка, когда родитель прика­зывает ему выполнить что-то, чего он не хочет де­лать. Если сопротивление этому заданию сопровождается наказанием, естественной реакцией ребенка будет гнев. К сожалению, его гнев мо­жет столкнуться с наказанием настолько суровым, что он будет вынужден подавить гнев. В таком слу­чае он сдастся, но только внешне. Внутри он оста­нется жестким, сопротивляясь и сдерживая выра­жение гнева, но его импульс останется в подсознании. Такой человек может не ощущать гнев, который он носит в себе, но он будет прояв­ляться в жесткости и напряжении верхней части спины. Человек не замечает этой жесткости, так как это происходит сзади. Даже если человек за­мечает ненормально согнутую верхнюю часть по­звоночника, он не знает, как это истолковать, так как это является компетенцией психотерапевта.