Рис. 8.6. Хроническое мышечное напряжение в результате подавления гнева.
Жесткость спины не будет снижена до тех пор, пока подавленный гнев не станет осознанным и отреагированным. Человек может подозревать о существовании в нем скрытого гнева, если с ним случаются неконтролируемые взрывы бешенства, или если его преследует постоянное чувство раздражения. Так как такие реакции не связаны с реальной причиной, они не позволяют разрядить напряжение. Только когда напряжение снова оживет, человек в состоянии почувствовать гнев и ассоциировать его с травмой, которая его вызвала. Как я упоминал в пятой главе, основным упражнением, которое я использую в биоэнергетической терапии для того, чтобы помочь пациентам освободить напряжение спины, являются удары по топчану кулаками или теннисной ракеткой. Никто не может повредить себе во время выполнения этого упражнения, которое является хорошим способом разрядки хронического напряжения, вызванного подавленным гневом. Я использую это упражнение в своем кабинете, а также советую пациентам, чтобы они использовали его дома. Желательно, чтобы на топчане был матрац из резины, которая выдержит такое отношение. Мужчины обычно используют кулаки, а женщины – теннисные ракетки, чтобы лучше почувствовать силу ударов.
Упражнение 8. 2
Станьте лицом к топчану. Стопы параллельны, колени слегка согнуты, чтобы обеспечить хорошую аммортизацию, так как движение исходит из стоп. Поднимите кулаки или ракетку над головой, слегка прогибаясь назад. Не прогибайтесь далеко, так как это прервет контакт с землей. Вместо того, чтобы опираться на силу, протяните руки как можно дальше назад, удерживая их как можно ближе к голове. Это может показаться трудным из-за напряжения в плечах, но если вы будете выполнять это упражнение часто, напряжение разрядится.
С руками, поднятыми в таком положении, сделайте глубокий вдох и ударьте по топчану. Постарайтесь, чтобы это движение началось от стоп, тогда оно будет грациозным. Так как удар по принуждению является более слабым, не старайтесь ударять в топчан с максимальной силой. Так же как в стрельбе из лука, расстояние полета стрелы зависит от степени натяжения тетивы лука, сила каждого движения мышц зависит от длины их растяжения, а не от активности сокращения.
Постарайтесь, чтобы ваше дыхание было глубоким и свободным, не сдерживайте его. Это упражнение может возбудить в вас сильное чувство гнева, но это не является целью. Сам удар является выражением гнева. Это упражнение освободит вас от напряжения в спине, если будет выполняться правильно и в течение длительного времени.
Я сам выполнял это упражнение много раз, чтобы помочь себе освободить гнев, который сдерживал в своей спине. Я давно знал, что моя спина закруглена и зажата. Однажды я сказал массажисту, работающему над моей спиной, причину моего напряжения, которую описал как сдерживаемый гнев. В это время я спонтанно сказал: "Не должно уже больше быть гнева". Когда я это говорил, я почувствовал, как что-то из моей спины уходит. Я почувствовал себя более свободным, словно кто-то снял с меня тяжесть. Я отбросил от себя немножко жесткости и контроля, которые ограничивали мою жизнь.
Чтобы отбросить контроль, мы должны разрешить голове слушать тело. Как же трудно это для большинства людей в нашем разумном мире! Слишком многие из нас живут, руководствуясь головой, вместо того, чтобы прислушаться к желаниям тела. Как сдержать безустанную активность нашего ума – это тема одного из следующих разделов. Но прежде мы должны понять некоторые из функций, связанных с головой, той частью нашего тела, которую мы обращаем к миру.
Лицо – это часть тела человека, более всего обращенная к внешнему миру. Лицо служит для проявления чувств и является наиболее выразительной частью тела. Практически, оно выполняет функцию передачи миру того, что мы чувствуем, если только мы не решаем скрыть свои чувства. Но даже в этом случае искушенный глаз быстро распознает неискреннее выражение лица. Люди, которые стараются произвести впечатление счастливых, никогда таковыми не являются. Часто человек за счастливым выражением лица старается скрыть печаль. Я знал людей, которые нашли гармонию и удовольствие в жизни, но не считали себя счастливыми. На их лицах не было приклеенной улыбки.
Однажды у меня был пациент, который считал себя счастливым человеком и утверждал, что его приятели тоже считают его счастливым. Когда я попросил его, чтобы он отбросил свою привычную улыбку, его лицо приобрело очень печальное выражение. Мне стало ясно, что его лицо должно было скрывать печаль. Нетрудно было найти источник этой печали. Когда пациент был ребенком, его мать страдала от депрессии, и он должен был поддерживать ее дух. Сейчас, в возрасте 50 лет, он постоянно сохранял счастливое выражение лица, чтобы поправить свое собственное самочувствие.
Застывшая улыбка очень часто является маской, скрывающей чувство печали, гнева и страха и характеризующей человека как "милую особу". Однако это только фасад. В частной жизни человек со счастливым выражением лица может проявить совершенно противоположную сторону своей личности. Поэтому всегда следует с недоверием относиться к застывшей улыбке. Когда я встречаю ее у пациента, я стараюсь довести это до его сознания, чтобы он вошел в контакт со своими настоящими чувствами. В противном случае, его личность расщепляется: эго пациента отождествляется с улыбающимся лицом, в то время как его тело реагирует на глубокие чувства. Такое расщепление нарушает не только интеграцию личности, но и грацию тела, и угрожает его здоровью. Скрывая болезненные чувства глубоко в теле, мы подвергаем внутренние органы громадному стрессу. Например, человек, который противостоит своему длительному гневу и печали, связанными с ранней утратой любви, с большой степенью вероятности подвержен заболеваниям сердца. (См. A. Low en "Love, Sex, and Your Hearth" New York, 1988.)
По моему мнению, другим заболеванием, тесно связанным с подавлением чувств, является рак. Я видел многих пациентов, страдающих раком, которые перед лицом этой смертельной болезни улыбались и считали, что победят ее. Один из моих пациентов, который был, без сомнения, на последней стадии заболевания, улыбался и постоянно утверждал, что выздоровеет. Однако борьба за здоровье, когда она не включает в полной мере чувства, не продуктивна. Если лежащее у истока многих случаев рака отчаяние не будет выявлено и отреагировано, оно поглощает энергию больного и приводит к дегенерации тканей тела. (См. WilhelmReich "TheCancerBiopathy",NewYork 1973.)
Другой маской, которая часто встречается, является маска клоуна. Эта маска также основывается на улыбке, но выражает другую позицию, а именно то, что ситуация, в которой находится данный человек, не является серьезной, даже когда она на самом деле трагична. Такую позицию можно выразить многими способами, например, прикидываясь дурачком или сардонически усмехаясь. Она наблюдается у людей, которых травмировали и унижали родители. В детстве они научились спасать лицо любой ценой, так как признание своих эмоций равнялось бы утрате чувства собственного я.
Сохранить свое лицо очень важно для восточных людей. Многие из них обрекают себя на неимоверный труд ради того, чтобы не проявить своих чувств, так как это бы вызвало утрату социальной позиции. Так же как и люди Запада, жители Востока носят маски. Однако, у них нет цели скрывать настоящие чувства, проецируя противоположные чувства. Восточная маска выражает спокойствие и самообладание, поскольку философия Востока поощряет жизнь в концентрации, не нарушаемой волнами ярости и гнева. Восточные религии требуют от своих последователей успокоения тела. Речь идет о том, чтобы успокоить тело так, чтобы можно было почувствовать пульсацию в корне своей жизни, которая соединяет человека со Вселенной. Спокойный человек чувствует сильно и глубоко. В странах Востока правильным способом обращения к миру считается лицо без выражения. Так как такая позиция прививается в детстве, она является частью структуры тела восточного человека, так что ему трудно проявлять чувства или хотя бы позволить им проявиться вовне. Дети естественным образом наследуют тело своих родителей, принимая те же позы и выражение лица. Однако, так как такое маскирование не вызывает расщепления личности, это не нарушает естественности движений. Грация является важным аспектом восточной жизни, но в ней не присутствует эго. Обаяние естественности всегда было путем природы, или Дао. Однако я сомневаюсь, что такая позиция сохранится при наступающей индустриализации.
Разницу между естественной улыбкой и маской неизбежным образом выдают глаза. Естественная улыбка является результатом волны возбуждения, которая проплывает вверх, просветляя лицо и зажигая глаза так же, как зажигаются окна, когда кто-то находится дома. Глаза без выражения создают впечатление, что дом этого человека пуст. Наиболее пустые глаза у мертвых. Как-то я посмотрел в глаза пациента и увидел пустой взгляд. Это был взгляд смерти. Я не сомневался, что этот человек давно умер не физически, а психически. Я также видел пустой взгляд у шизофреников, ум которых находится где-то в другом месте. С их глазами невозможно установить контакт.