Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 3 из 38)

Несмотря на то, что я старался помочь Рут, она мне не доверяла. И хотя после каждого сеанса она чувствовала себя лучше, это улучшение было не­долгим, пока не случилось нечто удивительное. У Рут была подруга, которая рассказала ей об одной женщине, занимающейся оздоровлением в рамках Христианской науки. Рут нанесла несколько визитов этой женщине, и та рассказала ей об оздоравливающей силе веры в Иисуса Христа, объяснила Рут, что душа бессмертна, что тело может умереть, а человек живет дальше в своей душе. Она подчер­кнула также, что Рут отождествляла себя со своими болезнями, хотя могла прервать это отождеств­ление, объяснив себе, что болезни – это часть ее тела, а не души. Рут в то время сказала мне: "Пред­ставьте меня, еврейку, верующую в Иисуса Хрис­та!"

Удивительным было то, что приступы у Рут пол­ностью прекратились. Она стала лучше выглядеть и чувствовать себя хорошо. Даже потребление про­дуктов, к которым у нее была аллергия, не вызы­вало неприятных реакций. Это выглядело как чудо веры, ведь вера в состоянии производить эффек­ты, похожие на чудеса. Вере я посвятил один из следующих разделов. Но чудесное выздоровление Рут можно объяснить и в другой плоскости.

Объяснение опирается на тезис о том, что бо­лезни и патологические состояния кишечника у Рут возникали из-за того, что она отождествлялась со своей матерью, болезненной и страдающей женщи­ной. Важным свойством человеческой природы яв­ляется то, что отождествление такого типа всегда направлено на обидчика. Рут, как мы видели, чувствовала себя преследуемой матерью, боялась ее и ненавидела. В то же время, она очень ей сочув­ствовала и чувствовала себя виноватой перед ней. В подсознании, или в своем духе, она была связа­на с матерью. От этого она и страдала.

Для еврейки принятие Христа означает разрыв с семьей и собственным прошлым. Сделав это, Рут освободила свой дух от патологических связей с матерью, по крайней мере, на какое-то время, побе­див тем самым болезнь. На языке психотерапии мы называем это переломом. Перелом – это важ­ный шаг на пути к выздоровлению и освобожде­нию духа пациента. Он нуждается в закреплении. После этого события Рут стала более расслаблен­ной, хотя ее спина и лицо все еще оставались на­пряженными, а глаза – испуганными. Плотина, в плену у которой был ее дух, дала трещину, но Рут знала, что она должна решить еще несколько про­блем и работать со своим телом для того, чтобы вернуть ему грацию.

Другой пациенткой, которая достигла перелома в терапии посредством освобождения своего духа, была Барбара. Эта шестидесятилетняя женщина около десяти лет страдала от постоянных присту­пов поноса. Употребление сахара или чего-нибудь сладкого обычно вызывало такой приступ. Допол­нительным фактором был стресс. Однако самым большим источником напряжений было для нее второе замужество, полное конфликтов. Несмот­ря на свои проблемы, Барбара неохотно искала помощи, считая, что сама должна справляться со сво­ими проблемами. Когда же она начала, наконец, свое лечение, прогресс был очень медленным. Барбара считала, что должна сама контролировать ход те­рапии таким же образом, как контролировала свою жизнь. Контроль означал ограничение чувств и бе­зэмоциональную реакцию на различные ситуации. Она боялась, что, потеряв полный контроль и ос­вободив свои чувства, может сойти с ума.

Перелом у Барбары наступил только тогда, ког­да она поняла, что проиграла. Ее брак находился на грани распада, ее охватила паника. Когда пер­вый раз по прошествии многих лет Барбара начала признаваться себе в своих чувствах, она сорвалась и расплакалась. Она чувствовала, что проиграла. В молодости она была "маленькой дочкой" своего отца и верила, что всегда сможет оправдать ожи­дания своего мужчины и удержать его у себя. По­теря первого мужа, который умер, оставив ее одну, не помешала этой иллюзии. После сеанса, во вре­мя которого она расплакалась, она почувствовала сильный гнев на своего отца за то, что он не сдер­жал своего обещания любить ее, "если она будет послушной". Быть послушной девочкой означало для нее сдерживать свои чувства, а также быть силь­ной и ловкой. Такая позиция была хороша, как ей казалось, в ее первом браке, в котором она была стороной, осуществлявшей контроль. Однако, это не принесло успеха во втором браке, где она была вынуждена увеличить контроль. В результате, у нее развился синдром сверхчувствительности тол­стой кишки, который под влиянием стресса при­вел к приступам поноса. После переломного этапа в терапии приступы у Барбары прекратились. Вна­чале она приписывала это старательному избеганию сладкого. И только после того, как она на­елась сладкого, и с ней ничего не случилась, она поняла, что избавилась от этой проблемы. Это было также и оздоровление духа, потому что, давая ос­вобождение своим чувствам, она освободила так­же и его.

Случай Рут показывает потенциал духовной силы в лечении тела. Христианская Наука известна сво­ей верой в эту силу и использует ее в своей про­грамме оздоровления. Однако медицина западно­го мира из-за своей механической ориентации не хочет признать этой силы, которая является прин­ципиальным элементом восточной мысли. На Во­стоке внимание концентрируется на сохранении здоровья, а не на лечении болезни. Это требует целостного, всестороннего подхода к здоровью, чуждого западной медицине. На всей территории Востока здоровье считается состоянием равнове­сия, гармонии между индивидуальным и косми­ческим. Этот принцип лежит в основе практики тайцзи-цюань, программы упражнений, ориентиро­ванных на выработку у человека чувства единения с космосом посредством медленных движений. Тот же принцип присутствует в медитации, которая ведет к успокоению сознания человека для того, чтобы он мог почувствовать внутренний дух и еди­нение с мировым духом. Понятия равновесия и гармонии также относятся к двум великим силам, которые китайцы называют инь и ян. Эти две силы, одна из которых символизирует землю, а другая – небо, должны уравновешиваться в человеке, также как они уравновешены во вселенной. Болезнь мож­но рассматривать как отсутствие равновесия меж­ду ними. Болезни Рут и Барбары можно понять как дис­баланс этих сил. Эти силы можно обозначить как эго и тело, мысль и чувство, добро и зло. В обоих случаях отсутствие равновесия указало на доми­нирование головы над телом. Для Рут быть хоро­шей означало быть чувствительной к страданиям матери и забыть о своих нуждах. Для Барбары быть хорошей означало быть ловкой и сильной, а быть плохой означало быть чувственной. В этой книге я буду постоянно подчеркивать потребность гармо­нии между эго и телом как основу грации и насто­ящей духовности. Важно, чтобы мы понимали, что западные и восточные философии и религии рас­сматривают духовность или чувство единения с высшим порядком с разных точек зрения. В то вре­мя как в Восточной мысли духовность – это не­что телесное, мысль Запада считает ее, прежде все­го функцией ума. Эту разницу можно иначе выразить утверждением, что на Западе духовность в основном – удел веры, а на Востоке – чувств. Верно, что вера может влиять на чувства, так как чувства могут определять убеждения. Так, в исто­рии Рут мы видим, в какой большой мере вера в Христа и бессмертие души может повлиять на фи­зиологические процессы в теле. С другой стороны, трансцендентное переживание, в котором мы чув­ствуем силу духа, может склонить нас к вере в божество или укрепить эту веру. Однако, мы дол­жны признать, что существует принципиальная разница между этими двумя взглядами на связь человека с миром. Восток всегда проявлял больше уважения к природе, чем Запад, считая, что счас­тье человека, зависит от его гармонии с природой. Дао – это путь природы. Запад, по крайней мере, в течении нескольких последних столетий идет к тому, чтобы приобрести контроль и власть над при­родой, и это заметно в западной позиции отноше­ния к телу. Западный человек думает о здоровье тела в категориях работоспособности, хорошего состояния, позволяющего ему работать всю жизнь как хорошей машине. Эту позицию можно отмс­тить в физических упражнениях, которыми зани­маются на Западе. Это поднятие тяжестей или тре­нировка на специальных тренажерах. Восточные упражнения, такие, как йога или тайцзи-цюань, отражают интерес к жизненности тела или его ду­ховности.

История потери грации и обаяния повторяется при рождении каждого нового человека. Как лю­бое другое млекопитающее, человеческий детеныш обладает врожденной животной грацией, несмотря на то, что несколько первых месяцев его движения неумелы, и он должен выработать у себя ко­ординацию мышц, которая со временем позволит ему двигаться так хорошо, как ему это будет нуж­но. Даже полная обаяния серна сразу после рож­дения неуклюже ковыляет перед тем, как в пер­вый раз крепко встать на ноги. Однако никакое животное не предпринимает сознательных усилий для того, чтобы развивать координацию, так как она генетически запрограммирована и развивается сама по мере роста тела. Уже с первых месяцев жизни грудной ребенок делает движения действи­тельно полные грации. Наиболее явным примером является вытягивание губ для того, чтобы добрать­ся до груди матери и сосать ее. В этом движении, напоминающем раскрытие лепестков цветка под действием лучей утреннего солнца, есть какая-то мягкость и грациозная плавность. Губы это та часть тела ребенка, которая развивается первой. Сосание необходимо для жизни ребенка. Наобо­рот, многие взрослые, которых я встречал в жиз­ни и с которыми работал, не могут выдвигать губы естественным образом. У многих губы растянутые и твердые, а щеки напряжены, что придает лицу унылое выражение. Некоторым сложно даже ши­роко раскрыть рот. Когда ребенку всего лишь не­сколько месяцев от роду, он может протянуть руку, чтобы прикоснуться к матери мягким, деликатным движением.