Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 33 из 38)


Глава 10

Успокоение ума

На физическом уровне конфликт между духом и телом ведет к утрате грации. Тот же конфликт на­рушает спокойствие ума. У большинства людей, когда они не спят, ум постоянно активен и одна мысль обгоняет другую, часто без какого-либо по­рядка. Поток мыслей или "поток сознания" рас­сматривается как позитивное явление, но часто ум захватывает слишком большую территорию. Лич­ность поглощается мыслями о себе и о своих про­блемах, в определенной степени отделяется от сво­его окружения. Постоянная занятость тем, что происходит в уме, затрудняет эмоциональный кон­такт с другими людьми и со средой, ослабляет ду­ховное сознание и снижает способность к любви, так как любовь и духовность зависят от способнос­ти переступить границы себя. Поглощение мысля­ми не только нарушает способность выхода за пре­делы своего "я", но также ограничивает возможность отождествления личности со своим истинным "Я", частью которого является ощуще­ние своего тела. Настоящая грация невозможна без спокойствия ума.

У некоторых, очень умных людей, такая гипе­рактивность ума может породить блестящие науч­ные теории, но существует множество примеров творческого вдохновения, которое пришло неожи­данно, когда человек совсем не старался мыслить. У среднего человека любая умственная активность вращается вокруг личных проблем, которые не имеют обычно никаких логических решений. Боль­шинство проблем возникает из конфликта между чувствами и мышлением, между тем, что человек хотел бы сделать и тем, что, по его мнению, он должен делать. Если бы мы верили своим чувствам и поступали в соответствии с ними, мы бы наслаж­дались покоем ума. В то же время человеческие существа на свое счастье или беду обладают умом, который старается понять и контролировать при­роду и тело. Но человек – не Бог, его знания ограничены, а способность понимать несовершен­на. Думая, что он знает все, человек поворачива­ется против природы. Это битва, которую он не может выиграть, но боится проиграть. Пока он бо­рется, пока существует конфликт внутри его лич­ности, до тех пор он не может познать спокой­ствия ума. Конечно, напряжение этого конфликта и интенсивность борьбы может различаться у раз­ных людей. Мы должны понять, что спокойствие ума возникает из внутренней гармонии и гармо­нии с природой.

Во втором разделе я указал на тот факт, что для того, чтобы уметь расслабляться, нам нужна энер­гия. Также справедлив противоположный тезис. Если мы не успокоимся, то не сможем собрать энер­гию, нужную для того, чтобы противостоять стрес­сам социальной жизни. А для того, чтобы успоко­иться, мы должны полностью жить в своем теле. Чем больше нам это удается, тем меньше мы будем опираться на исключительность своего "я". Основ­ное правило биоэнергетики заключается в том, что человек утрачивает контакт с каждой частью тела, в которой присутствует хроническое мышечное напряжение. Чем более жестким является тело, тем меньше в нем ощущений, и тем больше оно уподобляется машине. Одновременно мозг становит­ся более активным, и человек начинает основы­вать "самоощущение" исключительно на своих мыслительных процессах. Тело становится только аппаратом для переноса головы и производства ею мыслей. В таком человеке очень мало жизни и ду­ховности.

Жизнь жесткой личности становится со време­нем безустанной борьбой за разрешение ее внут­ренних конфликтов. В течение дня мозг работает без перерыва. Ночью человеку постоянно снятся сны. Сны предпринимают бессознательную попыт­ку разрешения конфликтов и снижения напряже­ния в теле. Несмотря на то, что образы сна возни­кают в мозгу, в сон вовлекается все тело. Мы знаем, что снам сопутствуют быстрые движения глаз и сексуальное напряжение. Сновидящий может раз­говаривать, а также плакать и кричать во сне, и даже бить руками и ногами со злости. Во время сна защитная функция эго ослаблена. Напряже­ние, порождающее сны, может возникать из све­жих впечатлений или из подавленных пережива­ний детства. Сон может произрастать из напряжения, источник которого коренится в чело­веческой природе, а именно в конфликте между всезнающим умом и инстинктивным телом, между индивидуальностью и самостью, между контролем и верой.

Конфликт обладает в одинаковой степени как творческой, так и разрушительной силой. Дебаты между приверженцами двух противоположных взглядов могут привести к глубокому пониманию. В то же время война между ними была бы разру­шительной для обеих сторон, вне зависимости от того, кто одержал бы победу. Древние китайцы осознавали, что существует потребность в гармо­нии между противоположными состояниями и про­тивоположными силами. В современном мире мы могли бы достичь такой гармонии через интегра­цию философии Востока с философией Запада. Западный путь к спокойствию ума проходит через анализ или терапию. Восточный метод – это медитация. Рассмотрим сейчас оба способа и попро­буем показать, как их можно интегрировать.

Прежде всего, надо отдать себе отчет в том, что большая часть терапевтических усилий не помога­ет людям разрешить конфликты и успокоить ум. Я считаю, что у этого существуют две основные при­чины. Одна из них состоит в том, что терапевт не вполне понимает сущность проблемы, а другая, связанная с первой, состоит в том, что мы возлага­ем слишком большие надежды на изменение пове­дения. Я очень часто подчеркивал в этой книге, что нужно смотреть на тело, наблюдать его движе­ния, читать его выражения для того, чтобы понять человека, распознать и лечить его эмоциональные нарушения. Эти нарушения отпечатываются в структуре тела и нарушают пластичность и грацию. Анализ или терапия, концентрирующаяся в основ­ном на жалобах или симптомах, не является цело­стным подходом, так как не рассматривает челове­ка в целом. Обаяния невозможно достичь, работая исключительно с умом. Ошибочно полагать, что глубокие эмоциональные конфликты удастся раз­решить только через сознательное понимание. Значительно большую часть наших действий и пове­дения направляют чувства и импульсы, в которых мы можем, но не должны давать себе отчет. Ана­лиз старается вскрыть эти неосознаваемые силы, какими бы грозными они не были, и привести их в сознание. Психоанализ основывается в основном на свободных ассоциациях, на толковании снов, оговорок и опирается на перенесение. Вся эта ра­бота должна пролить свет на бессознательное. Юнгианский анализ основывается в большей сте­пени на интерпретации снов. Однако, так как эти методы опосредованы, в большинстве случаев они не достигают достаточной глубины. Даже если па­циенты начинают осознавать свои подсознательные мотивации, такое понимание не приводит, в ос­новном, к выразительным переменам. Невротичес­кое поведение, в основном, "встроено" в тело по­средством хронических мышечных напряжений, которые ум совершенно не может контролировать. Эти напряжения должны быть освобождены, пос­ле чего может наступить разрешение конфликта.

Биоэнергетика – более сильная и эффективная техника, чем обычный анализ, так как она позво­ляет напрямую прикоснуться к тому, что не осоз­нается. Читая "язык тела", терапевт может немед­ленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряжен­ных областях. Работая с телом, как описано в пре­дыдущих разделах, пациент учится чувствовать эти напряжения, и входит в контакт именно с тем, что не осознавалось. Такой подход не игнорирует при­менение словесного анализа, в том числе толкова­ние снов и анализ сопротивления и переноса, но концентрируется, прежде всего, на теле. Жесткость и хроническое напряжение поддаются разрешению и расслаблению, а тело освобождается, чтобы оно могло ощущать жизнь духа. В результате этого тело возвращает свое естественное обаяние. В большин­стве случаев люди не могут достичь этого сами. Чувства, которые были подавлены, являются слишком устрашающими и вызывают сильное сопротив­ление. В этом случае необходим терапевт, кото­рый выполняет роль проводника по бессознатель­ному пациента. Насколько хорошим проводником он оказывается, зависит от того, в какой степени он исследовал незнакомый мир своего собствен­ного бессознательного. Я люблю сравнивать тера­певтические переживания с приключениями Дан­те в "Божественной комедии". Когда поэт потерялся в лесу, где к нему обращаются три диких бестии, он вызывает Беатриче, свою опекуншу в небе. Так как дорога к дому проходит через ад и чистилище, Беатриче посылает римского поэта Вергилия, что­бы тот его проводил. Проходя через ад, Данте смот­рит на те кары, которые предназначены грешни­кам. Этот переход очень опасен, один неосторожный шаг может навсегда оставить его в аду. Только благодаря проводнику Вергилию, Данте удается безопасно пройти через ад и чистилище. В процессе терапии пациент проходит через похожий опыт, проходя по дороге самопознания к здоро­вью. Его собственный ад складывается из пережи­ваний – отчаяния, паники, злости, унижения, ко­торые он подавляет, чтобы выстоять. Хронические мышечные напряжения, которые провоцируют эти подавленные чувства, не удается полностью осво­бодить, пока сами чувства не придут в сознание и не выразятся. Этот процесс требует помощи тера­певта, который уже прошел через свой собствен­ный ад, открывая опасные зоны и отыскивая из них выход.

Большинство современных людей зависли меж­ду раем и адом, откуда они могут заглядывать и туда и сюда. Мы переживаем взлеты, но довольно часто переживаем и падения. Единственное, что можно сделать в этой опасной ситуации – это то, что сделал Данте, – мы должны, исследуя свой собственный ад, опуститься в глубины своего существования со светом сознания. Ад будет поверг­нут, так как он может существовать только в тем­ноте. То же самое относится и к подавленным чувствам. Как только они осознаются и принима­ются, они уже не могут нас беспокоить.