Блаженный человек – это человек с правилами, который в своем поведении руководствуется кодексом, происходящим из внутреннего ощущения того, что хорошо, а что плохо. Его кодекс может содержать моральные установки созданные его окружением, если только они согласуются с его собственным чувством морали. Например, большинство людей принимают такие моральные установки как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д. Подобные основы полностью соответствуют личному чувству интеграции. Мой учитель Вильгельм Райх сказал мне однажды: "Лоуэн, если не можешь сказать правду, не говори ничего". Если мы решили не получать корысти от лжи, несмотря на то, что ложь бы оплатилась, мы делаем сознательный выбор. Мы выбираем правду, так как это укрепляет интеграцию эго и тела, сознательного ума и подсознательных инстинктов.
Личность без правил функционирует в категориях своих непосредственных потребностей и желаний. Этот тип действий характерен для невротических особ, которые мыслят исключительно в категориях собственной личности. Это является также характерной чертой инфантильного поведения. В противоположность маленьким детям, взрослые могут откладывать на более поздний срок получение удовольствия. Когда ребенок голоден, он сразу же хочет что-то съесть. Он может, есть все, что попадается под руку. В то же время взрослый может переносить голод до того момента, когда пища и способ ее получения удовлетворят его ожидания.
Способность откладывать получение удовольствия или логически из него возникающую способность переносить боль и фрустрацию является функцией эго. У младенца эго еще недостаточно развито для того, чтобы оно могло тормозить чувства и импульсы. Развитие эго происходит в течение трех лет, между тремя и шестью годами. Та же самая энергетическая пульсация, которая вызывает доминирование генитальности, устанавливает также гегемонию эго. У нарциссической личности это развитие заблокировано кровосмесительным характером эдиповой ситуации, которая вынуждает "я" отделяться от своей генитальной основы. Это отделение нарушает, как мы видели, интеграцию личности и отрезает эго от своей основы в теле. Сдерживаться становится очень трудно, если не невозможно, следствием чего является невозможность установления правил.
Правила увеличивают приятные ощущения и удовольствие посредством сдерживания импульса сиюминутного удовлетворения. Как мы показали на примере секса, удовлетворение будет максимальным, если тело человека и вся его личность сексуально возбуждена другим человеком. Сдерживание начального возбуждения позволяет углубить это чувство. В его наиболее глубокой точке вовлекается сердце, и чувство перерастает в любовь. Это означает, что чувство любви к партнеру является необходимо для полного расслабления в оргазме. То же самое относится к любой другой активности. Только вкладывая сердце в то, что мы делаем, мы можем достичь чувства полного удовлетворения и самореализации.
Личные правила являются важными и с другой точки зрения. Возьмем, например, человека, который влюбился по уши в жену приятеля. Если он подумает, что сексуальная близость ранит приятеля, он будет не в состоянии продолжать связь. Сексуальное вовлечение в этих условиях нарушило бы удовольствие. Можно найти много доводов, чтобы объяснить такую сексуальную связь. Супружество может быть несчастливым. Можно также утверждать, что любовь должна перевесить все другие аргументы. Однако человек с правилами будет поступать согласно им. Другие варианты поведения он почувствовал бы неподходящими. Произошло бы расщепление его личности, одна часть которой говорила бы "да", а другая – "нет". Как мы видели, такое расщепление разрушает интеграцию личности.
Недостаток правил явно виден у мужчины, которого называют "бабником", и у женщины, часто меняющей партнеров. В том и другом случае сексуальная активность возникает из-за недостатка чувств и является попыткой оживить сексуальные ощущения. Женщины, которые вели распутную жизнь, часто говорят, что перестали бы так поступать, если бы оживили свои сексуальные чувства. Мужчине, который гоняется за женщинами, может казаться, что он является самцом, но на деле это не так. Вследствие того, что он не может сдержать возбуждение, он не достигнет удовлетворения в половом акте и из-за этого вынужден далее бегать за женщинами в призрачной надежде, что найдет удовлетворение через секс. Радость секса доступна только тем, кто переполнен любовью и разделяют эту любовь с партнером. Ничего странного, что распутных людей рассматривают как людей без правил.
В биоэнергетике термин "интеграция" используется для описания беспрепятственного движения возбуждения в теле от головы до стоп и обратно. Мы имели возможность увидеть, что у многих людей этот поток нарушен напряжениями, которые отделяют голову от грудной клетки и грудную клетку от таза. Эти расщепления явно видны на поверхности тела, а не в глубине организма, где сердце посредством артерий и вен соединено со всеми частями тела. Однако человек с такими напряжениями, не осознает своего основополагающего единства. В процессе терапии, когда энергетический ток восстанавливается, такой человек часто неожиданно заявляет: "Я чувствую себя полностью соединенным, цельным." Основа интеграции опирается на ощущении целостности. Без такого единения человек не сможет почувствовать разницу между тем, что хорошо и что плохо, несмотря на то, что он может это знать на уровне мышления.
У некоторых утрата интеграции является такой мучительной, что их поведение становится полностью лишенным правил. Они начинают руководствоваться максимой "все дозволено". В психиатрической литературе таких людей описывают как нарциссические личности. (Подробнее смотри в книге A. Lowen "Narcissizm: Denial of True Self” New York 1985.) В более экстремальной форме этот тип личности характеризуется недостатком совести, что ведет к поведению описываемом как психопатическое и социопатическое. Психопат не может отличить правды от фальши и может повторять явную ложь, будучи убежденным, что это правда. В то же время социопат не умеет отличить добро от зла. Оба они являются крайними типами, так как интеграция всех нарцистических личностей в какой-то степени нарушена их расщеплением.
Нарциссизм – наиболее распространенная патология психики современного человека. Нарциссическая личность живет, скрываясь за фасадом, цель которого с одной стороны – получение одобрения и восхищения, а с другой – компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого типа является мужчина, который развивает свои мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом "мачо" скрывается потерянный и напуганный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.
В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго, как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом. Чем лучше у нас с ними контакт, тем более мы интегрированны.
Таким образом, ясно, что насильственное прививание моральных основ не может привести к успеху. Основы морали должны опираться на чувства, а этому нельзя научить. Я считаю, что прививание моральных ценностей, даже если это происходит дома, имеет какую-то ценность только в такой степени, в какой родители сами материализуют эти основы и поступают согласно им в своих отношениях с детьми. Нам не удастся научить любви, уважению, благородству или чему-либо другому только с помощью слов. Научить этому можно лишь на собственном примере. Нам не удастся научить интеграции, если мы будем игнорировать гот факт, что интеграция непосредственно связана с телом и проявляется в манере человека стоять, двигаться и самовыражаться. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ум не настолько силен, и что частые поучения не помогут что-либо понять. Более верным будет утверждение, что даже очень длительное обучение не позволяет человеку почувствовать, справедливы или несправедливы его поступки, если его тело не интегрировано, так как оно расщеплено напряжениями. Вера в то, что ум осуществляет контроль над поведением, является продуктом рассудка, который не в полной мере соединен с телом и его чувствами.
Однако существует потребность формулировать основы этики и обучать им, чтобы человеческие существа могли основывать на них свое поведение. Чтобы такое обучение могло быть успешным, следует признавать ту основополагающую роль, которую тело и чувство играют во всех проявлениях морали. Это подчеркивает тот факт, что моральное поведение развивает добрые чувства у человека и одновременно приносит благо обществу, в котором он живет. Если главная цель жизни (а в этом я убежден) – быть человеком полным грации и обаяния, то именно такой должна быть также цель образовательных программ, а не простое приобретение знаний. Мы не должны считать, что знания и власть, которую они дают, являются путем "правильной" жизни. Жизнь, лишенная основ, опирающихся на высокие этические стремления, влечет за собой утрату наибольшего дара, который дает жизнь – радости. Не будучи интегрированными физически и психически, мы не получим глубокого удовлетворения и хороших чувств, которые дает обаятельное движение, и не получим духовного экстаза блаженства. Несмотря на свою власть и богатство, человек, не имеющий этих черт, живет в мрачной тюрьме страха, недоверия и враждебности.