Объединить психику и соматику смог Вильгельм Райх, использовавший для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспектам – мыслительному и физическому – одного неделимого процесса. Подходящей метафорой может быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность. Эти, на первый взгляд сложные взаимоотношения, можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 2.1).
Рис.2.1. Райх рассматривает психику и тело как единые на глубоком уровне, но противоположны6е на поверхностном уровне
Возникает вопрос, касающийся природы этого энергетического процесса, а также участвующей в нем энергии. Райх представлял этот процесс как пульсацию, как возбуждение и расслабление, которые можно почувствовать в виде энергетических потоков в теле. Идея энергии, действующей в теле (конкретно в его сексуальной функции), принадлежит Фрейду. Он открыл, что другие физические недомогания, такие, как неврастения, ипохондрия или беспокойство, связаны с нарушением сексуальной функции. Поскольку половой акт сопровождается эмоциональной разрядкой, Фрейд считал, что эта разрядка имеет энергетический характер и постулировал, что сексуальное влечение возникает в результате накопления сексуальной энергии, которую он назвал либидо. Сначала Фрейд считал, что либидо – это физическая энергия, но, не сумев доказать ее существование, определил ее позднее как психическую энергию сексуального влечения. Сделав это, он увеличил пропасть между сознанием и телом.
В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал либидо как энергию, которая включает в себя все функции и движения тела. Однако он не назвал ее физической силой. В результате этого дух, психика и либидо остались физическими понятиями, а духовность – понятием сознания.
Райх вернулся к изначальной фрейдовской концепции либидо как физической энергии и провел некоторые эксперименты, чтобы определить, можно ли ее измерить. Он открыл, что электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы и ладони) увеличивался, когда эта зона стимулировалась. Болезненное воздействие на эту зону понижало заряд. Кроме того, Райх показал, что при приятной стимуляции усиливался кровоток в зоне возбуждения, в то время как болезненной стимуляции соответствовало некоторое уменьшение кровотока. (Wilhelm Reich "The Function of the Orgasm"New York, 1934.)
Эти эксперименты позволили Райху разрешить конфликт между виталистами и механицистами. В мертвой материи нет зависимости между приятной стимуляцией, набуханием и увеличением электрического потенциала. Однако он подчеркнул, что "живая материя функционирует, опираясь на те же законы физики, что и неживая материя". Просто эти законы действуют по-другому, так как живое тело является особой энергетической системой.
Но позднее Райх пришел к убеждению, что в процессе жизни участвует особый вид энергии. Он назвал ее "оргоном" и утверждал, что это протоэнергия Вселенной. В период сотрудничества с Райхом я также поверил в существование этой энергии. Я считаю, что существуют доводы, доказывающие, что энергия процесса жизни является энергией, отличной от электромагнетизма. Мы можем согласиться, что для питания жизни нужна энергия. Чтобы избежать споров, которые могут возникнуть при использовании термина оргон или другого подобного названия, говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия. Поскольку моя форма психотерапии опирается на концепцию энергетических процессов тела, я называю ее биоэнергетическим анализом.
Чтобы облегчить читателям понимание дальнейших рассуждений, я начну сейчас отступление, объясняя, в чем состоит биоэнергетический анализ. Личность в биоэнергетическом анализе рассматривается как пирамидальная структура. На верхушке – голова, где находятся сознание и эго. У основания, на самом глубоком уровне тела находятся энергетические процессы, которые заставляют человека действовать. Эти процессы, проявляются в движениях, которые вызывают эмоции, а завершаются мыслями. Зависимость между этими процессами представлена на рис 2.2.
Пунктирная линия между разными уровнями личности указывает на взаимозависимость этих пластов. В биоэнергетическом анализе, для того, чтобы понять личность, изучается каждый уровень.
Рис. 2.2. Иерархия личности
Из-за их исключительной значимости в центре внимания находятся энергетические процессы, лежащие в основе пирамиды. Объектом пристального внимания являются энергетический потенциал данного человека и способ, которым он используется.
Мы знаем, что энергия производится в теле в результате биохимических реакций. Несмотря на всю свою сложность химия метаболизма похожа на процесс, где горючее становится энергией, по общей формуле:
Р (топливо или продукты питания) + О2 = Е (энергия)
Живые организмы от неживой природы отличает тот факт, что в организмах этот процесс происходит внутри мембраны, благодаря чему произведенная энергия не теряется в окружающую среду, а используется организмом для выполнения своих жизненных функций. Одна из главных функций – это получение из окружающей среды необходимых элементов для производства энергии. Необходимо, чтобы мембрана была проницаемой для продуктов питания и кислорода, а также для удаления продуктов распада. В случае более сложных организмов, чем бактерии пли простые одноклеточные, этот процесс объединен с активным поиском необходимых продуктов. Поэтому движения организма не могут быть случайными. Они должны управляться некой формой чувствительности к окружающей среде. Как заметил один из ведущих исследователей функционирования протоплазмы, "возможно, у протоплазмы нет разума, но то, что она делает – разумно". Разве не является разумным стремление к пище, любви и приятным контактам и отступление перед опасностью или болью? Это не механический процесс, так как каждый организм постоянно изучает свое окружение. Это приближение и отступление – часть пульсационной активности. Внутри организма она включает в себя сердцебиение, дыхание, перистальтику кишечника и т.д. Все это результат возбуждения каждой клетки и каждого органа тела. Таким образом, мы можем сказать, что жизнь – это состояние контролируемого внутреннего возбуждения; возбуждение производит энергию, необходимую для поддержания внутренних функций, а также для совершения внешних действий, поддерживающих или увеличивающих возбуждение организма.
Мы рождаемся с огромным потенциалом чувствительности к побуждающим факторам; с возрастом эта чувствительность уменьшается. Я думаю, что эту утрату чувствительности можно объяснить тем, что с возрастом тело становится более структурированным и жестким. Наконец, приходит время, когда пожилой человек настолько укореняется в своих стереотипных навыках, что практически не способен спонтанно двигаться. Я не помню, чтобы я когда-либо видел пожилого человека, прыгающего от радости так, как это делают дети. У грудных детей наиболее живые и одухотворенные тела, ибо они более, чем кто-либо другой, чувствительны к окружающей среде и другим людям. В то же время пожилые люди одухотворены более сознательным образом, ибо в большинстве своем понимают, насколько сильно они связаны с окружающим миром. В понятии духовности тела содержится мощный дух или сильное сознание духовного удовлетворения.
Процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Чтобы понять, как это происходит между двумя людьми, представим себе два камертона, настроенных на одну частоту. Когда они находятся рядом, то удар по одному из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом можно объяснить связь между двумя глубоко влюбленными людьми. Образ двух сердец, бьющихся как одно, может быть чем-то большим, чем простой метафорой. Как мы показали, наши сердца и тела – это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела. Довольно часто у матерей наблюдается способность чувствовать, что переживают их дети, что зависит от этого типа связи между ними.
Чувства единения с Вселенной можно достичь, утратив или преодолев свое эго. Эго - это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения. На рисунках 2.3 А-В организм представлен как окружность вокруг пульсирующего корня энергии. Без существования границы не могли бы существовать сознание и эго.
Рис. 2.3. Энергетические процессы в теле.
А. Нормальная реакция на удовольствие и боль.
Б. Энергетический процесс, происходящий в результате ослабления эго.
В. Энергетические процессы в состоянии повышенного возбуждения.
Рис. 2.3 А представляет нормальное энергетическое взаимодействие организма со своим окружением, когда он переживает удовольствие или боль. Эго выступает посредником в этом взаимодействии в интересах самосохранения (когда организм испытывает болевое раздражение) или самореализации (когда организм получает приятную стимуляцию).