Смекни!
smekni.com

Поведение толпы и поведение в толпе (стр. 1 из 2)

Поведение толпы и поведение в толпе

Существует много механизмов иррационального поведения .Основные из них: подражание, заражение и внушение. Многие формы поведения воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе лежит механизм подражания. Его роль особенно велика в процессе социализации. Чтобы не ломать голову человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут себя окружающие.Механизм подражания затягивает людей, так как думать самостоятельно, находить собственные решения- это тяжелая работа, которая не всем по вкусу. Но, по-моему, невозможно во всем полагаться только на свой ум, а то придется открывать огонь, изобретать колесо и т. д.Поэтому люди, стремясь из лени или из здравого смысла экономить свои интеллектуальные силы, идут по пути подражания.

Важную роль в распространении форм поведения играет механизм заражения. При определенных условиях люди могут заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения. Но не все люди подвержены заражению. Густав Лебон писал:”Социальное заражение характерно более всего для людей с подавленной волей и ведет к закреплению традиций посредством приведения этих людей в определенное психическое состояние посредством эмоциональных сопереживаний. Массовое аффективное напряжение ведет к сужению сознания и преимущественному восприятию тех образов, которые окрашены наиболее эмоциональными красками.”(Лебон:43) Нередко в разного типа группах встречается механизм взаимного заражения. В этом случае все участники группы заражают друг друга. Американский социальный психолог Т. Шибутани так описывает этот процесс:”Каждый участник вносит свой вклад в эту атмосферу в той степени, в какой он проявляет соответствующие эмоциональные реакции, и каждый заражается этим настроением в зависимости от того, насколько оно соответствует его состоянию.”(Шибутани:41)

Внушение- это метод, способствующий некритическому восприятию внешней информации.(Салтыков:11)

Интересен вопрос, кто способен внушать? Тот, кто обладает для данного индивида или группы авторитетом. Чем выше авторитет-тем неопровержимее кажутся доказательства внушающего.(Салтыков:12)

Теперь обратимся к самому понятию слова толпа. Толпа-это группа людей, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной.В толпе количество людей переходит в качественно иное психическое и интелликтуальное состояние.”Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе.”(Лебон:166)Индивид при определенных условиях чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к человеческой толпе.Я привожу слова Лебона:”Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе,следующий: каковы бы ни были индивиды,составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать,и действовать совершенно иначе,чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу .”(Лебон:165)

Очень трудно определить причины разницы между поведением человека в толпе и в отдельности. На основе прочитанной мною книги З.Фрейда, я сделала вывод, что для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно: что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в умственной деятельности человека.Сознательная жизнь ума составляет лишь очень малую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Самый тонкий аналитик, самый проницательный наблюдатель в состоянии подметить лишь небольшое число бессознательных двигателей, которым он повинуется. Наши сознательные поступки вытекают из чего-то бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом заключается бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно душу расы.Кроме открыто признаваемых нами причин, руководящих нашими действиями существуют еще тайные причины, в которых мы не признаемся, но за этими тайными есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинство наших ежедневных действий вызывается чем-то скрытым,ускользающим от нашего наблюдения.

В массе стираются, по мнению Лебона, индивидуальные достижения людей, и благодаря этому исчезает их оригинальность. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерогенное утопает в гомогенном. Таким образом была бы осуществлена средняя характеристика индивидов, составляющих массу. Но мне всегда казалось, что люди в толпе приобретают какие-то дополнительные качества.Доказательства этому я нашла в книге Лебона.Лебон находит, что у них проявляется и новые качества, которыми они до сих пор не обладали. И правда, люди в толпе могут сделать то, чего они от себя, а тем более, окружающие от них не ожидали.

Но если индивиды в массе связаны в одно целое,то должно существовать нечто, связывающее их друг с другом, и этим связующим звеном может быть именно то,что характерно для массы:

· Благодаря численности, сознание непреодолимой силы позволяет индивиду поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один.Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.Толпа анонимна.Здесь личность растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов. Здесь есть только “гражданин в шляпе”,”женщина с сумкой” и т. д.Мне кажется, это происходит из-за того, что среди большого количества людей человек не боится быть узнанным. В таком скоплении людей вряд ли кто-то заметит, что сделает отдельный человек, не “поймает его за руку” и никогда не сможет превлечь к ответственности. ”Толпа,-как писал Лебон,-становится анонимной и в силу этого-безответственной”.(LeBon:18)

· В толпе резко усиливается действие механизма социально-психологического заражения.Действуя под влиянием социально-психологического заражения,индивид “легко приносит в жертву свои личные и коллективные интересы.”(LeBon:18) Подобное поведение,однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.В толпе у человека чисто физически нехватает времени остановиться и хотя бы немного подумать о том, что же он все-таки делает.Поэтому он смотрит только на подобных себе и не находит ничего умнее, чем повторять за ними.

· В толпе усиливается действие механизма внушения лидерами и взаимного внушения людей. Лишь немногие обладают достаточно сильной психикой, чтобы противостоять этому внушению. Но массы способны под влиянием внушения на поступки высшего порядка: отречение, бескорыстие, преданность идеалу.Обычно у индивида личная выгода является очень сильной, почти единственной двигательной пружиной, а у масс она очень редко выступает на первый план.Здесь можно сказать об облагараживающем действии массы на индивида.

Чтобы понять явление восприимчивости, следует припомнить некоторые открытия физиологии. Мы знаем теперь,что различными способами можно привести индивида в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица, заставившего его придти в это состаяние, совершая по его приказанию поступки, часто противоречащие его личному характеру и привычкам.Наблюдения же указывают ,что индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного человека.Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и рассудок, и все чувства и мысли направляются на гипнотизера.Человек больше не осознает своих поступков, и у него одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения.

Здесь я хочу привести цитату Лебона:”Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи- вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть сам собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. ”(Лебон:170)

Мне кажется, что здесь будет интересным рассмотреть процесс образования толпы.

Формирование толпы проходит ряд фаз.Первая из них-циркулярная реакция.Толпа образуется в результате происшествия, привлекшего внимание людей и возбудившего любопытство. Взволнованный событием индивид присоединяется к группе собравшихся и получает от них новую порцию возбуждающей информации. При этом он теряет часть присущего ему самообладания, разделяет господствующие в данной группе эмоции (Предвечный:291). Следующая- реакция кружения.Здесь я опять обращусь к книге Предвечного. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к разговору друг с другом. Они передают информацию, пересказывая слышанное, высказывая свои суждения, делясь наблюдениями.В процессе кружения возбуждение присутствующих нарастает, через разговоры и крики толпы формируется образ как продукт группового творчества (Предвечный:291). И последней фазой является формирование действующей толпы. На этом этапе группа уже предрасположена к совместным немедленным действиям. Появление лидеров стимулирует ее действия в общем направлении.Еще Густав Лебон отмечал, что одной из характерных черт толпы является ее низкий интеллектуальный уровень.Из этого вытекает, что культурный и образованный человек, попадая в толпу, становиться существом инстинктивным.Лебон пишет, что у него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости.На передний план выходит варвар, первобытный человек, индивид спускается на несколько ступений ниже по лестнице цивилизации.А вот в в этическом отношении поведение массы может значительно превосходить поведение индивида.