Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [6]. Поэтому к психологическим функциям общения подростков И.С. Кон относит:
1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал
информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений.
Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.
3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [7].
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля
старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность не только в социальной, но и
пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего
личного пространства.
В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании.
Подросток ищет в обществе сверстников
подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой, черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки, удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими.
По мнению Л. И. Божович, подросток «оценивает себя не только с
точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений с ребятами». Вследствие этого «отношения подростка со сверстниками, проявляющиеся и формирующиеся в общении с ними, отражаясь в самооценке школьника, влияют на особенности его учебной деятельности». Среди отношений на первое место для подростка выходят отношения с одноклассниками. Если особенности общения с одноклассниками фактически не сказываются на успешности адаптации к школе младшего школьника, то для
подростка они могут играть определяющую роль [13].
Школьный класс - важнейшая группа принадлежности школьника. Любой
школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в
больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных
возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и
способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с
другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная
иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной
успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической
среде [6]. Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений.
А. В. Толстых при рассмотрении включенности подростков в различные неформальные группы указывает на то, что чаще всего подросток примыкает к уже сложившейся группе - в основном по территориальному признаку. "Зазор" между группировками настолько велик, что для большинства просто не остается альтернативы, кроме как смериться с тем, что ты с завтрашнего дня панк или скейтбордист. Тотальная несвобода от окружения - вот одна характерная особенность современного отрочества. Вторая - беспредметность общения. "Предмет", вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически "тотемическую" функцию. Рок- музыка, футбол, мода являются лишь поводом для определенного типа общения. И футбол и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать «свою» общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается всевозможная атрибутика и символика. Она выполняет роль наглядно- чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия. Подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе. При этом общность держится в первую очередь не внутренними связями,
а стремлением к разграничению с другими общностями. Все подростковые группы - соперничающие группы, и это соперничество чем дальше, тем больше принимает характер столкновений, в том числе и кровавых. Определенное влияние на подростковые группы начинает оказывать организованная преступность [22].
Взаимоотношения подростков, как личные, так и межгрупповые, часто
складываются независимо от отношений с взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от
успеваемости, поведения и общественной активности, т. е. от того, как
ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков становятся
наиболее важными другие достоинства: качества товарища и друга,
сообразительность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение
владеть собой. В подростковых коллективах существует разная
иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на
первом месте - товарищеские качества. Чтобы получить подлинное уважение и признание у подростков, необходимо,
прежде всего, быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят: во-первых, исчезают прежние авторитеты и появляются новые; во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств.
Наличие малоавторитетного для одноклассников актива - одна из важных причин трудностей в создании коллектива в классе. Вторая, не менее важная причина этого - сохранение у учителя так называемого авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же способов общения с одноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется ими одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого
достоинства. Это требование является основой товарищества подростков, нормы которого заимствуются из разных источников: от взрослых и более старших ребят, из книг и кинофильмов (они играют существенную роль в раскрытии и конкретизации этих норм). Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков - уважение достоинства, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам [2].