Смекни!
smekni.com

Основные стадии развития конфликтов (стр. 2 из 6)

Проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей проблемой социально-политического характера. Ни одно государство, ни одна политическая партия не может в своей практической политике закрывать глаза на «потребностные», по сути дела сущностные конфликты, которые связаны не только с определенными вариантами использования ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития самой культуры.

Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.

Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ одним социальным субъектам, затрудняют другим или же вообще обеспечивая одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для противоборства такому положению вещей, оказываясь, таким образом, в противостоянии с теми, кого оно устраивает.

Конфликт интересов.

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интереса — это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной жизни, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся положение вещей. Ведь от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что признается полезным для общества.

Ценностный конфликт.

Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками. Ценностные противостояния и приоритеты основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

Ценности – это убеждение человека, исключающее мнение другого – такой тип конфликта называется когнитивным, потому что касается убеждения людей, и является наиболее тяжело разрешимым (например, касающиеся религиозных взглядов), потому что здесь не возможно пойти на какие-то компромиссы, и в такой ситуации можно только ранить друг друга, отрицательно повлиять на самооценку человека.

Конфликты на почве ценностей, также в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.

Типы социальных конфликтов.

Внутриличностные конфликты

Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть, и тем, что хотелось бы иметь в самом себе». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем, чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Внутриличностный конфликт, как и любой другой социальный конфликт, предполагает конфликтное взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.

Выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:

а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

б) конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);

в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь).

Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем, и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Реклама стимулирует наши потребности, а реальная жизнь становиться препятствием на пути их удовлетворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конфликтных ситуациях разные люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: «Первый тип — агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта; второй — поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается, но большинство людей, с определенными оговорками, можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим собой и окружающей средой.

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает в себя самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие «рефлексия». Это способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, своих переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Д.Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции, выполняя следующие принципы: точно описать волнующую ситуацию; записать возможные действия, которые можно предпринять; принять решение и немедленно его осуществить.

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенному типу людей. Причины таких конфликтов надо искать, прежде всего, в себе самом. Для этого необходимо тщательно проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу негативную реакцию, и задать себе несколько вопросов типа: