И все же, разве нас не привлекают люди, чьи потребности и личные качества дополняют наши собственные? Разовьется ли в гармоничные отношения встреча садиста и мазохиста? Даже «Ридерс Дайджест» (Reader's Digest) говорит нам, что «противоположности притягиваются друг к другу... Общительные к молчаливым, любители новизны к не терпящим перемен, щедрые к прижимистым, любители острых ощущений к весьма осторожным» (Jacoby, 1986). Социолог Роберт Уинч (Robert Winch, 1958) убежден в том, что потребности решительного и властолюбивого человека самым естественным образом будут дополнять потребности человека робкого и склонного к подчинению. В этом утверждении есть известная доля логики, и большинство из нас могут припомнить пары, которые рассматривают свои различия как взаимодополняющие качества: «Мой муж и я великолепно подходим друг другу. Я — Водолей, натура решительная. Он — Весы и совершенно не способен принимать решения. Но зато он всегда охотно поддерживает мои начинания».
Определенное взаимное дополнение может развиваться по мере развития отношений (даже в отношениях однояйцевых близнецов). И все же люди более склонны жениться на тех, чьи потребности и личные качества сходны с их собственными (Botwin & others, 1997; Buss, 1984; Fishbein & Thelen, 1981a, 1981b; Nias, 1979). Возможно, нам удастся найти какие-либо случаи (помимо гетеросексуальности), когда различия естественно приводят к возникновению симпатии (Dryer & Horowitz, 1997). Но исследователь Дэвид Басе (David Buss, 1985) подвергает это сомнению: «Тенденция людей, которых можно назвать "полной противоположностью", жениться или дружить... до сих отчетливо не выявлена». Представляется, что поговорка «противоположности притягиваются» если и отражает истину, то эта истина все же теряется на фоне сильно выраженной тенденции тяготения подобного к подобному.
Нам нравятся те, кому мы нравимся сами
Задним числом принцип тяготения к вознаграждению дает нам возможность объяснить следующие вещи:
- Обитание поблизости является большим преимуществом. Затраты времени и сил на получение вознаграждения в виде дружеских отношений тем меньше, чем ближе живет или работает симпатичный вам человек.
- Нам нравятся привлекательные люди, потому что, как правило, мы воспринимаем их как обладателей и других прекрасных черт и считаем, что, ассоциируясь с этим человеком, мы выигрываем в глазах окружающих.
- Если у других сходная с нашей точка зрения, мы чувствуем себя вознагражденными, потому что предполагаем, что нравимся этим людям. Более того, те, кто разделяет наши взгляды, помогают нам узаконить их.
Если нам нравятся те, чье поведение каким-то образом вознаграждает нас, значит, мы должны почитать тех, кто любит нас и восхищается нами. Самая крепкая дружба возникает между людьми, которые взаимно восхищаются друг другом. Значит, нам действительно нравятся те, кому мы нравимся сами? Действительно, расположение одного человека к другому предполагает ответное расположение (Kenny & Nasby, 1980).
Но не является ли расположение одного человека к другому причиной ответного расположения? Рассказы людей о том, как они влюбились, склоняют нас к положительному ответу на этот вопрос (Aron & others, 1989). Открытие, что вы по-настоящему нравитесь привлекательному человеку, по всей видимости, пробуждает романтические чувства. И эксперименты подтверждают это: когда людям говорят, что ими кто-то восхищается, они, как правило, начинают испытывать те же чувства (Berscheid & Walster, 1978).
Эллен Бершайд и ее коллеги (Berscheid & others, 1969) обнаружили, что студенты относились заметно лучше к тем из своих товарищей, кто отметил в них восемь положительных черт, чем к тем, кто назвал семь их положительных черт и одну отрицательную. Мы очень чувствительны к малейшим намекам на критическое отношение к собственной персоне. Многие наверняка согласятся с замечанием писателя Ларри Л. Кинга: «С годами я обнаружил, что, как это ни странно, положительные отзывы радуют автора значительно меньше, чем огорчают отрицательные». Оцениваем ли мы себя сами, или нас оценивают другие, негативная информация имеет больший вес, потому что, будучи менее привычной, она привлекает к себе больше внимания (Yzerbit & Leyens, 1991). На избирателей большее влияние оказывают слабости кандидата в президенты, нежели его сильные стороны (Klein, 1991); этот момент не обходят своим вниманием те, кто занимается организацией кампаний, дискредитирующих неугодных им кандидатов.
Понимание, что мы с большим вниманием и теплом относимся к людям, которым мы нравимся, возникло задолго до того, как этот принцип подтвердили социальные психологи. Мыслители — от древнего философа Гекатея («Если хочешь быть любимым — люби»), включая Ральфа Уддо Эмерсона («Единственный способ найти друга — стать кому-нибудь другом»), вплоть до Дейла Карнеги («Не скупитесь на похвалу») — давно пришли к такому заключению. Правда, они не оговаривали точных условий, при которых этот принцип работает.
Самооценка и привлекательность
Элайн Хатфилд (Walster, 1965) решила выяснить, будет ли людское одобрение особенно приятно после его долгого отсутствия — как, скажем, обильная пища после дней поста. Чтобы выяснить это, она раздала нескольким студенткам Стэндфордского университета результаты анализа их личностей, среди которых были и очень доброжелательные, и не очень. Первые, естественно, порадовали девушек, а вторые расстроили. Затем Хатфилд попросила студенток дать свою оценку нескольким людям, включая их сокурсника (весьма симпатичного юноши), который перед самым экспериментом успел переговорить с каждой из участниц и каждой назначить свидание (никто от свидания не отказался). Как вы думаете, кому из студенток больше понравился этот юноша — тем, кого только что похвалили, или, наоборот, тем, кого раскритиковали? Оказалось, что тем, чье чувство собственного достоинства было временно уязвлено, кто, естественно, нуждался в общественном одобрении. Это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются сразу же после того, как их отвергают, затрагивая тем самым их самолюбие. После этого эксперимента доктор Хатфилд около часа разъясняла студенткам суть произошедшего и провела собеседование лично с каждой участницей. Она уверяет, что в итоге не осталось ни одной девушки, которая вышла из лаборатории с чувством уязвленного самолюбия или досады по поводу несостоявшегося свидания.
Обитание поблизости, привлекательность, сходство, проявление симпатии — известно, что все эти факторы сильно влияют на формирование дружбы. Иногда дружба перерастает в страстную любовь. Что же такое любовь? И почему иногда она расцветает, а иногда вянет? К этим вопросам мы теперь и обратимся.
Понятия для запоминания
Взаимное дополнение (Complementarity) — часто проявляемая тенденция к возникновению таких взаимоотношений между двумя людьми, при которых каждый дополняет то, чего не хватает другому. Спорная гипотеза взаимного дополнения предполагает, что человека привлекают люди, имеющие запросы, отличные от его собственных, так как это путь их пополнить.
Обитание поблизости (Proximity) — географическое соседство. Обитание поблизости (более точно «функциональная дистанция») предполагает возникновение симпатии друг к другу.
Стереотипы физической привлекательности (Physical-attractiveness stereotype) — предположение, что внешне привлекательные люди обладают социально желательными чертами: что красиво, то и хорошо.
Теория тяготения к вознаграждению (Reward theory of attraction) — теория, согласно которой мы любим тех, чье поведение каким-то образом нас вознаграждает, или тех, кто так или иначе ассоциируется со случаями вознаграждения.
Феномен «ровни» (Matching phenomenon) — тенденция мужчин и женщин выбирать себе в партнеры того, кто является «ровней» по внешней привлекательности и другим характерным качествам.
Эффект простого нахождения в поле зрения (Mere-exposure effect) — тенденция испытывать большее расположение и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения.
Глава 26. Взлеты и падения любви
Что такое «любовь»? Любовь — более сложное явление, чем симпатия, а значит, и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Однако только в последние годы любовь стала темой серьезных исследований в социальной психологии.
Большинство исследователей занялись тем, что легче всего поддается изучению,— реакциями во время первых встреч двух незнакомых людей. Факторы, определяющие нашу первоначальную положительную реакцию на другого человека: расположенное рядом место жительства или работы, внешняя привлекательность, сходство с нами, его благосклонность к нам,— также способствуют и развитию длительных близких отношений. Впечатления друг о друге, которые у новоиспеченной пары формируются при первых же свиданиях,— все это критические факторы того, будут ли близкие отношения продолжительными (Berg, 1984; Berg & McQuinn, 1986). Действительно, если бы романтическая любовь в Северной Америке расцветала случайно, если бы для нее не были важны различия, тогда большинство католиков (а их сравнительно мало в Северной Америке) вступали бы в брак с протестантами, большинство чернокожих американцев — с белыми, а выпускники университетов — с ровесницами, которые не выдержали вступительные экзамены.
Итак, первое впечатление имеет большое значение. И все же продолжительные любовные отношения — это не просто интенсификация первоначального чувства. Понимая это, социальные психологи перешли от рассмотрения легкого влечения, испытываемого во время первых встреч, к изучению длительных, близких взаимоотношений.
В ряде исследований сравнивалась природа любви в близких взаимоотношениях различного рода — дружбе между мужчинами, дружбе между женщинами, взаимоотношениях между родителями и детьми, между супругами или любовниками (Davis, 1985; Maxwell, 1985; Sternberg & Grajek, 1984). В этих исследованиях были обнаружены элементы, общие для всех видов любовных отношений: взаимопонимание, оказание поддержки, наслаждение, получаемое от того, что любишь, и умение дорожить этим чувством. Хотя подобные элементы в равной степени присутствуют и в любви между двумя лучшими друзьями, и в любви между женой и мужем, они, если можно так сказать, по-другому окрашены. Страстная любовь, особенно в своей начальной фазе, отличается яркими чувствами и постоянным желанием быть рядом с любимым.