Смекни!
smekni.com

Моивация деятельности человека (стр. 2 из 8)

К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.

Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношения субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно- эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь [6].

1.2. Научные теории мотивации

Необходимо отметить, что основные теории мотивации разработаны в двух резко различающихся между собой методологических традициях. Бихевиористские и когнитивистские подходы являются строго экспериментальными, они построены в традициях естественнонаучного знания. В то же время, подавляющее большинство психоаналитических и гуманистических концепций разрабатываются и применяются на практике без какой-либо экспериментальной проверки, что сближает их по методологии с религиозными и эзотерическими учениями. Поэтому они несут в себе изрядную долю субъективизма и умозрительности.

1.2.1. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.

Основой человеческой деятельности и активности вообще, с точки зрения бихевиоризма, является некая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Люди что-либо делают потому и только потому, что у них существует неудовлетворенность некоторой физиологической потребности или напряжение, вызванное возникшей нуждой. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой, вновь привести значение физиологических показателей в норму. Данный механизм носит название принципа гомеостаза. Таким образом, человек начинает проявлять активность только тогда, когда у него существует некоторая физиологическая нужда; после же того, как потребность удовлетворена, соответствующая активность прекращается. Простой пример: вы за рулем автомобиля; вы поворачиваете руль только тогда, когда машина отклоняется от желаемого курса.

Если та или иная форма поведения привела к удовлетворению потребности, то есть к снятию напряжения, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) повышается («закон эффекта»), и наоборот.

В арсенале каждого из нас множество вариантов поведения. Как они вырабатываются? Процесс научения, или выработки некоторого варианта поведения, по мнению бихевиористов возможен при наличии двух основных условий: наличия потребности и подкрепления, то есть того, что способно эту потребность удовлетворить. Голодная крыса мечется по клетке в поисках пищи, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кормушка. В дальнейшем при возникновении голода вероятность нажатия педали этой крысой, при условии получения при этом подкрепления, будет все больше и больше. В конце концов, животное выработает устойчивое поведение: возникает голод – крыса бежит к педали и нажимает ее. Легко заметить, что специфика поведения определяется не потребностью самой по себе, а особенностями среды, подкреплением. Таким образом, способ поведения крысы не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, определяется структурой подкреплений, а вызывается наличием физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации. Деятельность человека, по мнению бихевиористов, обусловливается по тому же принципу. Даже сложные виды активности, например чтение, письмо, игра на музыкальных инструментах, можно объяснить теми же механизмами. Даже, так называемое альтруистическое поведение в принципе не является исключением: человек помогает другим, потому что это способствует благорасположению окружающих, что позволит в дальнейшем занять более высокое социальное положение, пользоваться относительно беспрепятственно разного рода благами, а значит легко удовлетворять возникающие физиологические нужды.

1.2.2. Психоаналитические теории мотивации.

Одним из центральных положений теории З. Фрейда является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по его мнению, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. В этом плене концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

Но есть и существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержание жизни индивида (обычные физиологические потребности). Инстинкт жизни первого рода играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потребности по каким-либо причинам невозможно (моральные ограничения, страх наказания и т. п.), энергия инстинкта может быть перенаправлена в другое русло: разрядка напряжения может происходить за счет выполнения совсем других – не связанных с инстинктом – видов деятельности. Представьте себе паровой котел, в нем высокое давление, и если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть клапан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуальное удовлетворение невозможно), приходится воспользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом). Такое перенаправление энергии в иное русло называется сублимацией. Решение проблемы мотивации деятельности человека, таким образом, состоит в выяснении причин направления инстинктивной энергии в то или иное русло.

Последователи Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя. Однако в каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый существенный элемент сходства с фрейдизмом.

К. Юнг, например, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако в отличие от Фрейда, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, но и здоровые стремления. Коллективное бессознательное (оно содержит опыт всего человечества, мудрость веков, передающуюся из поколения в поколение) является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида.

Другой ученик, а в последующем оппонент Фрейда, А. Адлер, рассуждал примерно следующим образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того , чтобы преодолеть беспомощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека.

К. Хорни, исходя из адлеровского тезиса о беспомощности младенца, делала несколько иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потенциально опасном и враждебном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность, прежде всего в силу таких особенностей родительского поведения, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление.

По мнению Э. Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека являются стремление найти свое настоящее «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.

1.2.3. Гуманистические теории мотивации.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Так, Г. Олпорт считал, что для исследования уникальности нужны принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По его мнению, нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален (а не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознателього, как полагали психоаналитики).

По мнению К. Роджера, нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Человек, в свою очередь, должен доверять свом чувствам, прислушиваться к ним. Реализация индивидом своих способностей и потенций – вот основная мотивирующая сила человеческого поведения. Люди стремятся к тому, чтобы приблизить «Я-идеальное» к реальному «Я».

Автор знаменитой теории иерархии потребностей (см. приложение 1), А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения. Он полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм движения вверх по «лестнице» мотивов несколько напоминает процесс шлюзования при движении вверх по течению: пока степень удовлетворения на предыдущем уровне не достигнет определенного значения, переход на более высокий уровень не возможен. Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.