Смекни!
smekni.com

Социальная психология Дэвид Майерс (стр. 5 из 192)

Резюме ..........................................................................................672

■ Глоссарий.......................................................................................................673

ОБ АВТОРЕ

Профессор психологии Дэвид Дж. Майерс (David G. Myers) вот уже 28 лет преподает психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Студенты называют его «выдающимся профессором». Манере любит преподавать психологию — этой любовью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудито­рии. Он писал для многих журналов, включая «Scientific American» и «To­day's Education», и является автором и соавтором десяти книг, последние из которых ««The Pursuit of Happiness: Who is Happy — and Why» (Avon Books, 1993) и «Exploring Social Psychology» (McGrow-Hill, 1994).

Исследовательская деятельность доктора Майерса получила высокую оцен­ку: он является лауреатом Премии Гордона Оллпорта девятого сектора Аме­риканской психологической ассоциации за свой труд по групповой поля­ризации. Его научные статьи печатались более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Bulletin» и «Psychological Scien­ce». Он является редактором-консультантом в «Journal of Experimental Social Psychology» и в «Journal of Personality and Social Psychology».

В свободное от службы время он возглавлял в своем родном городе Комис­сию по гуманитарным связям, с его помощью был основан городской Центр общественного содействия, который оказывает поддержку бедным семьям, его лекции звучали в многочисленных университетских и религиозных аудитори­ях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два взрослых сына и дочь, студентка колледжа.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дис­циплины, предметом которой является социальное поведение человека, отно­сятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих резуль­татов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явле­ний, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загад­кой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступ­ки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то при­чинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конф­ликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помо­щи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям.

Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с челове­ческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интел­лектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психоло­гию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узна­вать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений.

Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загро­мождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает соци­альную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитар­ное образование, основанное на изучении великих образцов классической ли­тературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная пси­хология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучаю­щие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают

ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr

20 ■ Социальная психология

посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентра­ции на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каж­дому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразо­вательной дисциплины.

Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читате­ля с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные фак­ты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить сту­дентов к восприятию следующих частей книги.

Все последующее изложение представляет собой последовательное раз­вертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья).

В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения.

Тема второй части — социальное влияние. Уделив должное внимание выяв­лению культурных источников наших установок и изучению природы кон­формизма, убеждений и группового влияния, мы усовершенствуем нашу спо­собность распознавать тонкие социальные влияния, воздействию которых все мы подвержены.

Третья часть рассматривает установочные и поведенческие манифестации как негативных, так и позитивных социальных отношений. Здесь показано, каким образом предубеждение переходит в агрессию, а влечение — в альтру­изм. Заключает главу рассмотрение динамики конфликта и примирения.

Тема прикладного значения социальной психологии так или иначе рассмат­ривается в каждой главе, а кроме того освещается в «прикладных» главах, которые заключают каждый раздел. В одну из таких глав («Социальное по­знание и благополучие челэвека») включен материал, посвященный вкладу социальной психологии в изучение здоровья.

В этом издании, как и в предыдущих, особо подчеркивается его мульти-культурная ориентированнссть, что выразилось, в частности, в полном пере­смотре главы 6, посвященной проблеме культурных влияний, и в насыщенности текста книги данными исследований, проводившихся в условиях самых раз­ных культур. В центре внимания книги, как и прежде, находятся фундамен­тальные принципы социального мышления, социального влияния и социальных отношений, выявленные с помощью точных эмпирических исследований. Од­нако иллюстрации этих принципов приобретают все более транснациональ­ный характер и тем самым способствуют осознанию семейственного единства общечеловеческой культуры.

Научный аппарат книги полностью обновлен, в нее вошли 600 новых цитат. В пятом издании более полно освещены:

■ «Я» — в новой главе 2 «"Я" в социальном мире»;

■ эволюционная психология — в главе 6, написанной практически заново и называющейся тепеоь «Пол, гены и культуоа»:

Предисловие ■ 21

■ тесные взаимоотношения — в главе 13 под другим названием «Влечение и близость».

Новым также является раздел «За кулисами», отражающий взгляды неко­торых исследователей, и структура изложения материала, преследующая пе­дагогические цели: главы состоят из легко усваиваемых модулей, обычно три или четыре основных раздела начинаются с предварительного просмотра и заканчиваются разделом «Резюме», в котором систематизируется вышеизло­женное и ключевые концепции.

Вместе с Торо полагая, что «все, что существует, можно легко и естественно выразить понятным языком», я старался абзац за абзацем сделать книгу наи­более интересной и эффективной. Как и прежде, определения ключевых тер­минов помещены на полях и в глоссарии в конце книги.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Хотя на обложке книги значится имя только одного человека, в действи­тельности в нее внесло свой вклад целое сообщество ученых. Хотя никто из этих людей не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязатель­но, что они согласны с каждым из моих утверждений, именно их практические советы помогли сделать эту книгу лучше.

В новом издании сохранены все изменения и уточнения, которые были сде­ланы консультантами и рецензентами предыдущих четырех изданий. Я глубо­ко признателен уважаемым коллегам:

Роберту Аркину (Robert Arkin), Государственный университет Огайо; Сюзан Бирз (Susan Beers), Свит-Бриар колледж;

Джорджу Бишопу (George Bishop), Национальный университет Синга­пура;

Мартину Болту (Martin Bolt), Калвин-колледж; Доротее Брагински (Dorothea Braginsky), университет Фаерфилда; Расселу Кларку (Russel Clark), Государственный университет Флориды; Джеку Крокстону (Jack Croxton), Государственный университет Нью-Йорка в Фредонни;

Антони Дубу (Anthony Doob), университет Торонто; Филип Финней (Philip Finney), Государственный университет Миссури; Уильям Фроминг (William Framing), аспирантура тихоокеанской психо­логической школы;

Стивен Фуджита (Stephen Fugita), университет Санта-Клары; Дэйвид А. Гершоу (David A.Gershaw), колледж западной Аризоны; Мэри Алиса Гордон (Mary Alice Gordon), Южный методистский универ­ситет;

Ранальд Хансен (Ranald Hansen), университет Окленда; Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield), Гавайский университет Джеймс Л. Хилтон (James L. Hilton), Мичиганский университет; Берт Ходжес (Bert Hodges), Гордон-колледж;