Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо.
О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернута к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты по дальше». Жители Европы воспринимают этот жест независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе – знак оскорбительный, - а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива.
При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальною окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением уки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящему. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.
Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении, какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремится наглядно представить образ того, о ком рассказывает.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест, (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом, (рука отбрасывается вперед от себя, ладонью вверх) не касается – символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).
Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».
Каждый из жестов в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческого усилия.
Неопределенный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию довались советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А.Галина (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «…благопристойность воспрещает театральные кривлянья».
Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Литература.
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1999 год.