Смекни!
smekni.com

История появления фэн-шуй (стр. 1 из 2)

Введение

Фэн-шуй - это древнекитайское искусство архитектурной планировки дома и его окружения. Сюда входят сооружение жилых домов, коммерческих зданий, и их внутренняя планировка, а так же создание поселков и городов. Фэн-шуй стремится исследовать все аспекты взаимодействия природы, людей, времени и пространства, старается приоткрыть наиболее сокровенные тайны, касающиеся неба, человека и земли.

Слово «фэн-шуй» в переводе с китайского означает «ветер и вода». Цель этого учения - достижение гармонии между небом, человеком и землей с основным упором на пользу для человека, которую могут предоставить ему все имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. То есть основная его задача – это нахождение или создание благоприятной среды для людей.

Большинство китайцев полагают, что судьба человека в большой степени определяется его моральными поступками в предыдущей жизни и жизненной энергией ци в его непосредственном окружении. В широком смысле ци можно определить как жизненную энергию, от которой зависит наша жизнь и существование вселенной. Древние философы считали, что чем сильнее ци в человеке, тем крепче его здоровье и сопротивляемость болезням. Вместе с тем, ци определяет яркость небесных тел, а так же погоду. Вся теория и практика фэн-шуй фактически связана с понятием ци, с ее сохранением, преумножением и циркуляцией.

1.История фэн-шуй.

Практика фэн-шуй в Китае насчитывает около 4000 лет, то есть относится почти к самому началу китайской цивилизации.

Всю историю развития фэн-шуй можно разделить на пять характерных периодов.

Основателем искусства фэн-шуй считается знаток геомантии и видов местности Цинь Няо-цзы, живший во времена правления Желтого Императора (2600 год до н.э.). Это время характеризуют как период становления. Практика фэн-шуй была довольно редкой и выполнялась по заказам привилегированных людей-императоров, сановников и богачей.

Второй период истории фэн-шуй можно назвать периодом расцвета. Он продолжался около 600 лет. Характерной чертой этого периода является разделение геомантической мысли на два направления - школу мест (местоположения) и школу направлений. Так, в школе мест основное значение отдается топографии (форме и высоте гор, скорости потоков воды и форме русел рек). В школе направлений, напротив, основное значение придается тщательной ориентации участка и зданий и согласованию их со звездами. Эти две школы дополняют друг друга.

Основателями школы мест считаются Ян Юнь-сун и его ученики, а школы направлений Ван Цзи и Цай Юаньдинь.

Третий период в истории фэн-шуй можно назвать периодом последователей. Он длился с эпохи правления династии Юань(1270-1368) до последних лет династии Цин (1644-1911). Отличительной чертой этого периода было отсутствие оригинального развития теории фэн-шуй, несмотря на распространение многочисленных трактатов и произведений, составленных мастерами предыдущих периодов. Одним из выдающихся мастеров этого периода является Му Цзянцзэнь, живший в эпоху династии Мин. Согласно его мнению, благоприятность отдельных мест изменяется с течением времени. Это мнение впервые принесла в фэн-шуй дополнительное измерение – измерение времени.

Четвертый период - период упадка, длился около 150 лет, с конца эпохи Цинн до 1970 годов. Это было социально неспокойное и нестабильное время во всей истории Китая (революция 1911года, японская оккупация, вторая мировая война). Во время этого периода искусство фэн-шуй пострадало, и было объявлено пережитком прошлого. Однако недостаток теоретических изысканий частично уравновешивался практикой. Люди, занимавшие высокие руководящие посты, особенно верили в фэн-шуй как в средство обеспечить себе удачу.

Последний период в истории фэн-шуй – это период возрождения, который соответствует нашему времени. Он начался в 1980 –х годах, после того, как Китай открыл двери навстречу мировому сообществу, (то есть торговле), и ученые в стране стали пользоваться свободой речи. После долгого периода запрета разговоры о фэн-шуй вновь стали слышны на улицах Китая. Однако своим возрождением фэн-шуй обязан не столько свободе ученых на своей родине, сколько интересу Запада к китайской культуре.

Таким образом, фэн-шуй в наши дни испытывает большой подъем, интерес к этому древнему искусству пробуждается во всем мире. В современном Тайване все высокопоставленные чиновники и бизнесмены консультируются с экспертами по фэн-шуй по поводу покупки недвижимости и места для захоронения, а также по поводу планировки домов и офисов.

Фэн-шуй очень быстро завоевал признание и в западном мире благодаря своему прагматизму, поскольку он предлагает удобный способ улучшить свою судьбу и отменить неблагоприятное влияние окружения.

2. Основные принципы фэн-шуй.

Принцип Инь и Ян.

Древнекитайское представление о единстве и противопоставлении Инь и Ян является основным принципом традиционной китайской культуры. Согласно этому представлению, проводят классификацию всего во вселенной - материи, духа, пространства, времени - соотнося вещи и явления с противоположными полюсами Инь и Ян. В традиционном китайском мировоззрении это первая классификация (деление на части) вселенной. По этой причине Инь и Ян называют двумя основными силами.

В китайской культуре Инь понимается как собирательный образ всех сил вселенной, исходящих от земли, в то время как Ян - это собирательный образ всех сил вселенной, исходящих от неба. По своей природе Инь – это спокойное и принимающее, а Ян - подвижное и деятельное. Все во вселенной является следствием противоборства и взаимодействия этих двух видов энергии ци, которые одновременно и противоречат друг другу, и дополняют друг друга. Например, Инь символизирует женское, холодное, слабое, нежное, внутреннее и консервативное. Ян символизирует мужское, яркое, сильное, грубое, внешнее и агрессивное. Если существование вселенной зависит от гармоничного сочетания Инь и Ян, как считают в фэн-шуй, то вполне понятно, почему хорошие места находятся там, где Инь встречает Ян и наоборот. В благоприятных местах Инь переходит в Ян или Ян переходит в Инь. С практической точки зрения основатели фэн-шуй предписывали, чтобы участок был на 60% Ян и на 40% Инь. Ян должно немного перевешивать Инь в топографии, но не в других сферах. Конечно же, перевес начал должен быть не очень большим, иначе возникнет противопоставление чистого Ян и чистого Инь, что не благоприятно.

Принцип пяти элементов.

Древние китайцы верили в существование пяти основных элементов, из которых состоит все во вселенной, включая и судьбу человека. Это вода, огонь, дерево, металл и земля. Между ними существуют два вида отношений: взаимно продуктивные и взаимно разрушительные. Если брать продуктивные отношения, то вода кормит дерево, дерево питает огонь, огнь производит землю, земля творит металл, а металл выделяет воду, заканчивая цикл взаимных превращений. Разрушительные отношения - это когда вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево проникает в землю, а земля останавливает воду, заканчивая цикл взаимного разрушения. Следует придерживаться продуктивного цикла и избегать разрушительного. Эти пять первоэлементов существуют в различных видах и проявляются различным образом, например в форме, цвете, направлении. Согласно теоретикам фэн-шуй, судьба человека реализуется в момент его рождения и кодируется в терминах пяти элементов и восьми символов рождения. В основном соединение двух взаимно разрушительных элементов, таких как огонь и вода, должно быть обязательно неблагоприятным, но на самом деле, при определенных обстоятельствах такая комбинация может быть даже очень хорошей. Например, лето - это сезон огня, когда более всего нужна вода. Таким образом, получается комбинация двух взаимно разрушительных элементов - огня и воды. Значение имеют не столько отдельные элементы сами по себе, сколько конкретные обстоятельства, в которых они сочетаются. Поэтому каждую ситуацию изучают на основе присущих ей индивидуальных характеристик.

Принцип триединства: Небо- человек- земля.

Основатели китайской культуры воспринимали небо, человека и землю как единое целое. В терминах фэн-шуй это единство называется «кан ю», что значит «небо и земля». Местность, окружающая среда, планировка здания, интерьер - все это входит в измерение земли. Человек – это наиболее активный элемент триединства. Именно он строит дом, живет в нем, расставляет мебель, обладает возможностью изменить вид жилища. В конечном счете изменения, проведенные человеком в доме, отражаются на нем же, на его благосостоянии, счастье или бедах. Для того чтобы преодолеть влияние небес и оформить свою судьбу, необходимо тщательно изучить каждое конкретное местоположение. Один и тот же цвет может иметь разное значение для разных людей и может оказывать различное воздействие на их жизнь. Ориентация дома должна зависеть от года рождения его владельца. Небо в фэн-шуй означает как астрологию, так и определение времени. Небо может воздействовать на энергию ци участка, в зависимости от того, как он ориентирован относительно звезд. Необходимо установить равновесие между небом, человеком и землей, дабы окружающую энергию ци можно было накапливать и использовать на благо человека.

Принцип равновесия и гармонии.

Равновесие и гармония – это одни из основных понятий в традиционном китайском мировоззрении. В силу этого принципа геомант старается найти участок, где Инь и Ян соединяются. Для равновесия Инь и Ян, мастера фэн–шуй руководствуются различными положениями и применяют методы в зависимости от ситуации. Например, если в местности есть река, то нужно искать участок, где она делает извилины - чем больше, тем лучше.

Равновесие присуще, например, следующим типам местности: долина среди волнистых гор, холм посреди плоской равнины, остановка на пути быстрой реки. Мест с благоприятными характеристиками фэн-шуй всегда мало. Для преодоления естественного недостатка хороших мест фэн-шуй прибегает к планировке искусственных гор, фонтанов, садов. В результате получается более гармоничное и уравновешенное место. Это одна из причин, почему китайцы достигли таких вершин в искусстве разбивки садов, в котором очень много элементов фэн-шуй.