Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
Своеобразные концепции мышления представлены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной по основному методу; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только признанием доминирования целостности психических процессов над составом этих элементов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное); в психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил мотивации.
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта
18.Воображение и его роль в деятельности человека. Воображение и творческое мышление. Методы экспериментального исследования.
Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми раньше не встречался. Будучи теснейшим образом, связанным с мышлением, воображение характёризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" >животных, иногда очень искусной.Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения, фантазии). Активное воображение вкл~очает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать; радоваться, сопtрвживать.Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и"беспочвенной" фантазии.
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне сти~муляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность .диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения, происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Стадии творческого мышления
Г. Уоллес
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес[2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.Инкубация — временное отвлечение от задачи.Озарение — появление интуитивного решения.Проверка — испытание и/или реализация решения.
Методы исследования:
Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".
Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово").
Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.
Материал: несколько листов, бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: "Нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете это слово и так, чтобы все поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета".
Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.
Время тестирования не ограничивается.
19Речь как средство общения и обобщения. Виды речи и их назначение. Отличие речи человека от речи животного. Внутренняя речь и ее особенности.
Речь - форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности. Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством, мышления. Словесное мышление - перенесение речи внутрь.
Свойства речи:
1.Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
2.Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
3.Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
4.Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
Вербальное общение.
Невербальное общение.
Отзеркаливание, копирование поз собеседника, будь оно осознанным или нет, вообще характерно для людей, действительно находящимися в контакте друг с другом.