Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Личность как предмет психологического исследования.
для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух
"родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Эта задача не может иметь единого решения для любых систем
как социологического, так и психологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости
от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции, только и можно понять
специфику ее как предмета исследования в социальной психологии.
Что касается отличий социально-психологического подхода к исследованию личности от социологического подхода,
то эта проблема решается более или менее однозначно. Если система социологического знания имеет дело преимущественн
о с анализом объективных закономерностей общественного развития, то естественно, что главный фокус интереса здесь – м
акроструктура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как социальные институты, законы их функционирования
и развития, структура общественных отношений, а, следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа
общества.
Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии.
Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих
от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность
описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной
детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии.
Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего – представления о структуре личности.
Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений,
детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно
социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.
30.Общее понятие личности. Процессы социализации и индивидуализации в развитии личности. Основные свойства личности.
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Социализация личности - процесс развития личности, становление образа «Я». Социализация есть только в человеческом обществе, развитие личности происходит в социализации. Социализация - освоение социального опыта, смыслов, культуры, значений.
Социализация происходит в 3 основных сферах:
1. Деятельность. Овладение человеком разными видами деятельности (на каждом этапе онтогенеза есть ведущая деятельность, прохождение каждого этапа ведет к развитию).
2. Общение. Освоение человеком разных видов общения.
3. Самосознание. Леонтьев. 2 этапа рождения личности: 2- 3 года - выделяет ребенка как отдельное существо; подростковый возраст - меняется мировоззрение. Становление в человеке образа его Я. Его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Его развитие немыслимо вне деятельности. Общей характеристикой всех этих сфер является процесе расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Овладение разными видами деятельности, разными видами общения и формирование самосознания является итогом социализации, является идентичность личности.
Идентичность (Эриксон) - это тождественность личности самой себе, формирование стабильного образа «Я», ` которым человек адекватно и стабильно пользуется в жизненных ситуациях.
Три основные стадии:
1. Дотрудовая. Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности:
^ ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;
^ стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе. От~iосительно периода обучения в вузе или техникуме существуюz• различные точки зрения.
2. Тр. довая. Охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека.
3. Послетрудовая. Представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.
У каждого института имеются специфические функции:
1. Семья:
о формирование базовых установок;
о обеспечение психологической поддержки, принятие ребенка, где формируется базовое доверие к миру.
2. Школа:
о даёт объективную оценку;
о систематизация знаний, научные знания;
о обеспечение развития самостоятельности и гражданской позиции.
Агенты социализации - конкретные люди, отвечающие за социализацию (родители, учителя и т.д.).
Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности
Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. В системе отечественной психологии употребляiотся еще 2 термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и«воспитание». Социализация - это процесс «вхождения индивида в социanьную среду», «усвоения им социальных влияний» ,«приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесе социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с др'угой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной Деятельности, активного включения в социальную среду. По поводу сути социanизации есть разные толкования:
Процесс индивидуализации личности, несмотря на постепенно проникающую во все уровни социальной жизни установку учитывать значение индивидуальных особенностей личности, продолжает оставаться недос- таточно изученным. Д В психологии индивидуализация рассматривается как одна из фаз процесса развития личности, под кото- рым понимается процесс вхождения в новую социальную среду (В.Д.Шадриков). Индивидуализация здесь представляет собой результат обострившихся противоречий между достигнутым результатом адаптации (пер- вой фазы развития личности) и неудовлетворенной потребностью индивида в максимальной персонализации, проявляющийся в нарастании активности поиска средств и способов для обозначения своей индивидуализации и ее фиксации. На этом этапе развития личности обостряется потребность максимально проявить себя, выра- зить свое миропонимание и доказать себе и своему окружению свою значимость. По мнению Д.И.Фельдштейна, индивидуализация – это постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. А.В.Петровский определяет индивидуализацию как выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности. В.И.Слободчиков рассматривает индивидуализацию как «самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». В педагогике в понятие индивидуализации также обычно вкладывается значение процесса индивидуаль- ного развития, в результате которого индивид развивает все те качества, которые были заложены в нем потен- циально. Здесь индивидуализация понимается как стремление к самовыражению, активному творчеству, про- явлению всех своих внутренних задатков и способностей. В социологии мы встречаем спектр подходов к сущности индивидуализации. В социологических слова- рях индивидуализация определяется как 1) обособление, выделение; 2) рефлексивность индивидов в выполне- нии социальных ролей, их учет возникающих социальных новаций; 3) разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими индивидами. Кроме того, индивидуализация понимается как проявление личностных качеств в условиях конкретной социальной среды. Достигая осознания собственной уникальности и неповторимости, человек ощущает по- требность определить свое место в данной среде, потребность соответствовать определенным нормам и требо- ваниям, и в то же время проявить себя отлично от других. У.Бек связывает индивидуализацию с массовым индивидуализмом. А З.Бауман смысл «индивидуализации» видит в освобождении человека от предписаний, унаследован- ной и врожденной предопределенности его социальной роли. По его мнению, индивидуализация заключается в преображении человеческой идентичности из «данности» в «задачу» и в наделении действующих лиц ответст- венностью, как за решение этой задачи, так и за последствия исполнения ими их ролей; иными словами, она состоит в установлении автономии индивида de jure (хотя и не обязательно de facto). Таким образом, З.Бауман связывает индивидуализацию в современном обществе с принудительным и обязательным самоопределением своего социального положения в противовес его предопределенности в прошлом.