Смекни!
smekni.com

Харизматический лидер социально-психологический портрет (стр. 1 из 6)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социологии, экономики и права

Кафедра теории и истории социологии

Специальность – 020300 социология

Егорова Ксения Викторовна

2 курс, группа 113 С

Дисциплина -

КУРСОВАЯ РАБОТА

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.

Научный руководитель:

Допустить к защите

«____»___________

_________________

МОСКВА– 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I ЛИДЕР И ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1 Лидер основное положение

1.2 Феномен харизматического лидера

1.3 Компоненты харизматического поведения

II СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛЮДЕЙ “С БОЛЬШОЙ БУКВЫ”

2.1 Александр Великий

2.2 Наполеон Бонапарт

2.3 Адольф Гитлер

2.4 Харизматические лидеры сегодняшнего дня

а) Касьянов

б) Ходорковский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Право на власть имеет тот, кто имеет власть.

А еще точнее, если угодно, - право на власть имеет тот,

кто эту власть осуществляет. Умеешь подчинять –

имеешь право на власть. Не умеешь – извини!…

А.Стругацкий, Б.Стругацкий "Град обреченный"

Харизма[1]– исключительная одаренность; харизматический (харизматичный) лидер человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности-мудрости, героизме, “святости”[1].

Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

Термин Харизма получил распространение в Америке в 60-70-е годы прошлого столетия. Словарь Вебстера определяет ее как “личный магнетизм лидера, делающий его популярным в народе или пробуждающий желание подчиняться государственному деятелю или военачальнику”. С тех пор это слово стали широко употреблять,характеризуя лидеров не только в политической или военной сфере, но и в промышленности.

Они строили пирамиды и уничтожали целые цивилизации, они были бесстрашны и вели свои армии к доблестным победам, но были и трусливы, прячась за маской добродетеля. Они возвышали свои народы, но и жертвовали ими ради своих амбиций. Они становились объектами восхищения и преданности, злобы и ненависти. Их дела никогда не оставались в тени времени.

В любые времена, во всех государствах мира всегда находились люди, способные вести за собой и направлять народную массу. Их жизненный путь навсегда записан в книгах истории человечества. В разных уголках планеты они величаво носили свой статус – короли, фараоны, феодалы, цари, президенты… Всех их объединяло одно – они были Лидерами, или вожаками. Их вклад в развитие и становление человечества трудно переоценить.

В настоящей работе широко рассматривается концепция лидера и лидерства – тех необходимых качеств, тех "кирпичиков", которые позволяют считать одних людей лидерами, а других – самозванцами. Также, подробно исследован термин "Харизма", как некий фундамент формирования имиджа Лидера.

Потенциально харизматиками могут стать многие - так что предложение присутствует постоянно. Но харизматический лидер востребован прежде всего в таком обществе, где постоянно происходят какие-то кризисные ситуации и отсутствует система контроля власти со стороны граждан.
Когда после радикальных перемен наступает стабилизация, люди хотят просто жить спокойно при эффективном управлении.

Сейчас термин грозит потерять свое первоначальное значение и стать синонимом известности, приобретенной благодаря приятной внешности, обращающим на себя внимание манерам и саморекламе. Поэтому часто такая “Харизма” оказывается лишь маской, за которой скрывается весьма непривлекательная личность.

Любое изыскание не будет полным, если оно проводится лишь в рамках теории в отрыве от конкретных фактов и личностей. Во избежании этого, рассматривается социально-психологический феномен лидерства персоналий как давно минувших дней – Наполеона, Александра Великого, Адольфа Гитлера, так и лидеров-современников – Михаила Ходорковского, Михаила Касьянова. Также проводится сравнительный анализ вклада отдельных персон в развитие государства.


I ЛИДЕР И ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1 Лидер основное положение

Англосаксонский корень слов lead, leader и leadership-“lead”,что означает ‘дорога”, “путь”. Он происходит от глагола “leaden”что значит “путешествовать”, “идти”. Англосаксы расширили его до значения путешествия, которые люди совершают по этой дороге. Будучи мореплавателями, они называли так курс судна в море. Лидер был человеком, который показывал путь. На земле он делал бы это , просто шагая впереди других или взяв на себя лидерство, как мы говорим сейчас. В море он был бы навигатором и рулевым, поскольку в те времена обе эти функции выполнял один человек.

Ни первоначальная метафора, ни само слово не являются особенностями, присущими только английскому языку. Метафора поездки, пути, например, была обнаружена в языке машона, а также в персидском и египетском. Древнегреческое слово hegemon (лидер) также, вероятно опиралось на образ дороги или странствия, как и древнеримское слово dux (лидер). Оно становится совершенно ясным в латинском слове “gubernator”, или правитель, которое означало “рулевой на судне”[2].

Лидер в буквальном в смысле- не всегда человек, идущий впереди. От лидера ждут, что он укажет путь, будет сохранять единство команды и заботится о каждом подчиненном в ходе совместной деятельности.

Яркая метафора лидерства – пастух и его стадо. Пастух обеспечивает следование стада в нужном направлении, поддерживает его целостность и заботится о каждом животном.

Эти три круга потребностей существуют в любом человеческом коллективе;

-люди должны знать, куда они движутся в период выполнения их совместной задачи;

-они должны быть объединены в команду;

Каждый индивидуум имеет человеческие и личные интересы, которые требуют удовлетворения.

Человек как высокоразвитое биологическое существо — это не обязательно индивид как существо с целостной психической организацией. В свою очередь индивид — это еще не личность. Индивид — это только основа для формирования личности.

В современной психологии личность понимается как продукт социальных отношений, как некая характеристика индивида, формирующаяся в результате взаимодействия с окружающими людьми и интериоризации ("вбирания внутрь") ценностей значимых фигур. Метафорически это можно представить таким образом, что индивид в процессе своей жизни встречается с разными людьми, которые оставляют отпечаток в его душе. Прежде всего, это, конечно, родители. Другая метафора — каждый значимый человек остается в душе индивида в виде частички его личности. Феноменологически это ощущается, например, как собственный внутренний голос, вступающий в диалог с другими собственными внутренними голосами. Личность, таким образом, по своей сущности полилогична. И одновременно, личность сохраняет свою целостность. В противном случае говорят о "распаде личности". (Правомерность отнесения феномена "раскола" к патологии зависит от того, насколько болезненно сам человек переживает это разделение.)

Социальная природа личности выражена в самом слове "личность", которое соответствует латинскому слову persona, означающему "маска", "личина". Обычно оппозиция "маска — лицо" воспринимается как оппозиция между чем-то искусственным (фальшивым, поддельным, ложным) и чем-то настоящим (действительным, подлинным, истинным)". По К.Юнгу, "персона" — это "внешняя" часть личности, предназначенная для существования человека в обществе и скрывающая от окружающих "внутреннюю" индивидуальную сущность человека [3]

Однако кроме такой негативной трактовки в понятии "маска" можно также найти позитивное содержание. Личность-маска выполняет следующие социальные функции. В первую очередь, маска — это некая одежда, которую человек одевает, выходя в общество, скрывая свое обнаженное тело (душу) от посторонних глаз. Присутствие маски в этом случае мотивированно естественным чувством стыда. Маска может быть частью карнавального костюма, имеющего целью создать определенное настроение у окружающих, оправдать их ожидания и т.д. В другом случае, когда окружающие представляют явную угрозу, маска превращается в боевой шлем и становится частью доспехов, необходимых для нейтрализации социального страха перед чужим мнением. Наконец, маска может, напротив, оберегать окружающих от негативного воздействия самого одетого в маску человека, подобно хирургу в маске.

Чтобы еще глубже понять позитивное значение личности-маски, заглянем в этимологию латинского слова persona. Оно состоит из двух частей: per — означает "через", sonus — означает "звук". Другими словами, persona — это то, через что проходит звук. В этой этимологии нет никакого негативного содержания, здесь нет намека на что-то скрывающее или защищающее. Напротив, здесь можно увидеть продуктивный смысл: маска-persona — это средство для проведения ("выведения") звука [3].


1.2 Феномен харизматического поведения

Известное изречение гласит, что великие эпохи рождают великих людей. Всякий раз, когда в жизни какого-либо общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей. Они заметно отличаются от остальных исключительным честолюбием и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, собственно, и несут на своих плечах нелегкое бремя принятия решений и ответственности в эти критические периоды. Воспоминания современников, учебники истории доносят до благодарных (а чаще — до проклинающих их) потомков память об этих незаурядных персонажах, причем почти всегда эти воспоминания в существенных чертах обнаруживают явное сходство. Герои критических периодов истории оказываются всегда людьми выдающихся дарований. Это непременно яркие личности, уже по внешним признакам выделяющиеся из обычного круга людей. Они исключительно преданы идеям, которые составляют смысл их жизни, и пытаются дать ответ основным вызовам их времени. Это почти всегда прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Они обладают несомненной способностью подчинять своей воле других людей. Одним словом, соответствие выдающихся личностных свойств лидера и неординарности исторического момента налицо. Принято считать, что эти люди обладают неким особым свойством, харизмой. Это свойство проявляется в особом влиянии на людей, умением подчинить их своей воле, вызвать к себе доверие и симпатию.