Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития - от примитивной чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека. У животных эмоции -ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у человека в связи с появлением новых потребностей. Культурные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человеческих чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.
Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведе-ния искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.
Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный...
Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру»1.
1.2. Эмоциональные состояния и высшие чувства
Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.
Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадост-
1Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.-С. 141-142.ный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном преобладании у данного человека того или иного настроения. Раскрывая суть настроения, С.Л. Рубинштейн показывал его отличие от других эмоциональных образований". «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настроения не всегда осознаем причину его возникновения. Вспомним К. Бальмонта:
Отчего мне так душно?
Отчего мне так скучно?
Я совсем остываю к мечте.
Дни мои равномерны,
Жизнь моя однозвучна,
Я застыл на последней черте...
У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляется внешне. Мы никому не докладываем о своем настроении. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое эмоциональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Например, Беликов - герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осто-рожностью, мнительностью... Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали...»
Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других. Помните, у В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп»?
Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в поведении. Уметь управлять своим настроением - это особенность волевой регуляции и культурного развития личности. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.
Сами настроения и их глубина у каждого человека различны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом собственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, усталости или просто походя - в автобусной толкучке, в очереди в магазине, на работе... и тем самым портим настроение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспомним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, который этими словами выражается.
Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительныйслед в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына.
Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.
Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. Например, М.Ю. Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:
Тогда на землю я упал; И в иступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой...
Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома разрешает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вопрос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.