В некоторых местах естественными укрытиями
от холода являлись пещеры. Группы людей числен-
ностью до 40 человек жили во многих десятках из-
вестняковых пещер в Дордони на Юго-Заиаде Фран-
ции; по крайней мере два десятка пещер известно
на территории Европейской России. Ямка от столба
у входа в пещеру Комб-Греналь во Франции говорит
о том, что здесь имелся занавес из шкур, который
защищал от ветра, снега и дождя. Внутри пещеры
Куэва Морин в Северной Испании сохранилась даже
каменная стенка.
Там, где не было пещер, группы охотников стро-
или укрытия в открытых местах. Среди этих укры-
тий от стихий наиболее внушительное впечатление
производят большие шалаши или хижины, построен-
ные в долинах украинских рек, где было очень много
крупной дичи. Здесь люди возводили из веток соору-
жения длиной до 30 футов (9 м), шириной до 23 фу-
тов (7 м) и высотой до 10 футов (3 м). Очевидно,
эти каркасы покрывали шкурами, которые закреп-
ляли тяжелыми костями мамонта (они были най-
дены вокруг хижин).
Следы старых очагов свидетельствуют о том, что
неандертальцы обогревали свои шалашы и пещеры,
сжигая дрова или кости. Они уже знали, как разво-
дить огонь, высекая искры из кусков колчедана и
применяя в качестве трута сухие грибы-трутовики.
Изготовление одежды.
1. Очистка шкуры — удаление
с нее мяса и жира.
2.
Скрепление шкур кожанымПогребения, ритуалы, искусство
Захоронения, ритуалы и зачатки искусства гово-
рят о том, что неандертальцы в большей степени
обладали самосознанием, общественными интереса-
ми и в целом были более способны к абстрактному
мышлению, чем их предок Homo erectus.
Неандертальцы явились первыми людьми, которые
систематически хоронили своих мертвых. К началу
второй половины XX века ученые раскопали 68 захо-
ронений, главным образом в Европе, и почти все в
пещерах, где было найдено более 150 тел.
Имеются несомненные доказательства того, что
погребение умерших было обрядом. Скелеты лежали
в ямах, вырытых в полу пещер. Многие были уло-
жены в позу спящего человека и снабжены пред-
метами, которые, как считалось, должны были со-
путствовать умершему в его могиле: от каменных
орудий и кусков жареного мяса до каменных поду-
шек, подстилки из лесного хвоща и разбросанных
вокруг поздних весенних цветов (о чем можно су-
дить по оставшейся от них пыльце).
Погребения в Шанвдаре
(вверху).
На атой блок диаграмме
нанесены неандертальские
погребения (некоторые из них
были завалены камнями)
в большей пещере Шанидар
на севере Ирака. Глубина
раскопок 45 футов (13,7 м).
А — Поздний палеолит.
28,7—35 тысяч лет назад.
Б — Мустьерекая культура.
35—100 тысяч лет назад.
1. Старик-калека.
2—4. Жертвы обвала.
5. Мужчина, погребенный
вместе с цветами.
6—8. Одно мужское и два
женских погребения.
9. Ребенок.
Погребение неандертальца
(справа).
На этой сложной реконструкции
можно видеть:
а — Тело умершего в позе
спящего.
Пиршество каннибалов?
У этого человеческого черепаи, возможно, задумывались о загробном существо-
вании. Может быть, они проявляли также и состра-
дание друг к другу. На стоянке Шанидар в Ираке
только заботливые соплеменники могли долго уха-
живать за полуслепым, больным артритом стари-
ком с высохшей рукой, пока он не умер.
Но все же, подобно своим предшественникам, эти
люди, по-видимому, иногда ели друг друга, раска-
лывая черепа и кости конечностей, чтобы извлечь
мозг. Возможно, они надеялись унаследовать силу
тех, кого поедали.
Кроме каннибализма, очевидно, существовали и
другие ритуалы. В одной пещере неандертальцы рас-
положили кольцом рога горных козлов, в другой
сложили груду черепов пещерного медведя. Может
быть, они хотели умилостивить духов тех животных,
которых убивали.
Ритуальный характер, возможно, имело и искус-
ство неандертальцев, о котором мы знаем только по
таким предметам, как костяной амулет, испещ-
ренная царапинами галька, куски красной окиси
железа и растертый в порошок марганец, очевидно
применявшиеся для раскрашивания тела. (Возмож-
но, красный цвет символизировал кровь и, следова-
тельно, — жизнь.)
Культ медведя?
Череп этого медведя лежалНа смену этой эпохе пришел
мезолит — среднекаменный
век, который длился от 10
до 5 тысяч лет назад.
На этом доисторическом
наскальном рисунке изображены
лучники, стреляющие
в бегущих оленей. Эта сцена
времен позднего палеолита или
эпипалеолита запечатлена на
стене пещеры Куэва-де-лос-
Кабаллос около Кастеллона
в Восточной Испании.
(Иллюстрация взята из книги
«История техники», изданной
под редакцией Сингера,
Холмйарда, Холла и Уильямса.)
Телосложение кроманьонца. О раннем современном человеке
Кроманьонский человек был,