То есть второй тип – это нарциссический тип выбора объекта и Фрейд выделяет четыре подтипа такого выбора:
a) то, что сам из себя представляешь (самого себя);
b) то, кем (чем) был прежде;
c) то, кем (чем) хотел бы быть;
d) лицо, бывшее часть самого себя.
В первом случае речь идет о более целостном образе, а в последнем случае речь идет о фрагменте. Возможно, в последнем случае речь идет об особой нарциссической любви матери к своему младенцу, особенно на оральном этапе развития ребенка. Так, достаточно хорошая мать по Винникоту достаточно легко идентифицируется с телом младенца, может переживать слияние с телом младенца, не испытывает отвращения от телесных выделений своего младенца, испытывает довольствие, то есть эта любовь имеет довольно большую нарциссическую составляющую. Эта любовь необходима для вскармливания, взращивания нормального нарциссизма ребенка, формирования собственного Я ребенка. Проблемы могут возникнуть тогда, когда вследствие возникновения собственной тревог, психопатологии, которая вызывается этой тревогой, женщина не сможет адекватно пережить отделения, выход из симбиоза, признать отличие.
Представляется, что Фрейд говорит здесь о вторичном нарциссизме. С этим предположением хорошо согласуются то, что Фрейд, характеризуя анаклитический (опорный) тип, упоминает о развитии, которое может быть названо нормальным, тогда как при описании нарциссического типа, он вынужден использовать термины, относящиеся к тяжелой патологии. При этом, первичный нарциссизм характеризуется З.Фрейдом как стадию нормального развития.
Другое подтверждение тезиса о том, что нарциссический тип объектного выбора зависит от вторичного и не зависит от первичного нарциссизма, можно найти в историческом отрывке, описанном вкратце выше, в котором Фрейд впервые использует слово «нарциссизм» в печатной работе. Речь идет о примечании, добавленном к «Трем очеркам о теории сексуальности» в 1910 году: «Во всех исследованных случаях мы установили, что инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолению которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т.е., исходя из нарциссизма, ищут мужчин в юношеском возрасте похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать». В этой работе Фрейд сделал весьма категорическое утверждение, основанное на клинических наблюдениях гомосексуалистов. Оно составляет самый сильный аргумент в пользу вторичной природы нарциссического типа объектного выбора.
Фрейд говорит, что именно в изучении эротической жизни мы находим «сильнейшие основания гипотезы нарциссизма». Фрейд несомненно опирается на клиническую работу, когда говорит о человеке, ищущем собственную (спроецированную) самость в объекте своей любви. Показывая два различных типа любви: опорный тип выбора объекта (любовь к питающему и ухаживающему объекту) и нарциссический, или любовь к себе, Фрейд пытается определить тип любовных отношений, не являющихся нарциссическими. Описывая «совершенную объектную любовь», строящуюся по типу привязанности (и потому не нарциссическую), Фрейд изображает, по сути, порабощение идеализированным объектом. При этом, Фрейд выдвигает спорное предположение, что мужчины и женщины не абсолютно, но все же различаются по отношению к типу выбора объекта. Так, для мужчин, он считает, характерна глубокая любовь по опорному типу и характеризуется сексуальной переоценкой объекта. По Фрейду «такая сексуальная переоценка делает возможным появление своеобразного состояния влюбленности, напоминающего невротическую навязчивость, которое объясняется отнятием либидо у Я в пользу объекта» [4.1., c. 23-24]. Однако, представляется, этот тип отношений, хотя и включает в себя признание потребности в объекте, все же обладает выраженными нарциссическими чертами. Такое «порабощение» осуществляется посредством проекции аспектов самости в объект.
Кроме того, есть еще одна группа клинических наблюдений, которая, хотя и не упоминается явно в перечне, широко использовалась Фрейдом для доказательства существования нарциссизма. Эта группа содержит все виды нереалистичных завышенных оценок от психотических грандиозных преувеличений к завышенной оценке себя и своего объекта любви вплоть до идеализации. Очевидно, что в каждом случае завышенной оценки внешнего объекта первичный интерес образован объектным либидо, который, на следующем этапе, может быть усилен нарциссическим либидо. Аргументация в пользу вторичной природы нарциссизма при психотической мании величия является еще более неоспоримой. Подобным образом легко показать, что образование Эго-идеала и фактически любая идеализация зависит от вторичного нарциссизма. Любой идеал берет свое начало в интернализации какой-то производной от внешнего объекта, - обычно родительской фигуры, - и смоделирован по его образцу (интроецирован). При этом, интроецированы могут быть только важные внешние объекты, то есть те, которые сильно катектированы либидо.
Завышенная самооценка, которая наблюдается у примитивных народов и детей и является феноменом, близким с феноменом идеализации, в аналитической теории обычно обозначается как «всемогущество». Иногда это выражение намеренно смягчают, добавляя такие определения, как «иллюзорное» или «галлюцинаторное». Однако, где бы ни использовался термин «всемогущество», его значение неизменно одно и то же. Само по себе это наводит на мысль, что данный вполне достоверный клинический факт является по своей природе вторичным явлением, последствием фрустрации. Более того, если проходящие анализ взрослые люди, не говоря уже о детях, выказывают тенденции всемогущества, то оно неизменно обнаруживает себя как отчаянная попытка защиты от крушения чувства собственной важности. Кроме того, поскольку наши представления о детском всемогуществе основаны по большей части на экстраполяции наблюдаемых у взрослых и старших детей фактов, то представляется, что они подтверждают только существование вторичного нарциссизма.
Следующим клиническим феноменом, который Фрейд использовал в качестве подтверждения существования нарциссизма, является сон. Фрейд упомянул его - почти как запоздавшую мысль, пришедшую в последнюю очередь - в конце обсуждения темы распределения либидо при органических заболеваниях. Уже начиная с публикации «Толкования сновидений», сон выступал в качестве наиболее часто упоминаемого примера регрессии. Также обычно указывалось, что состояние сна, особенно глубокого сна без сновидений, должно рассматриваться как одна из ближайших аппроксимаций к гипотетическому состоянию первичного нарциссизма у нормальных индивидов. В качестве другого примера первичного нарциссизма приводилось пренатальное состояние.
Фрейд в своей работе «Введение в психоанализ. Лекции 1-15» утверждал, что человеческие существа не являются рожденными вполне; человек не рождается в полном смысле этого слова, поскольку половину своей жизни проводит, так сказать, в утробе матери, отправляясь каждую ночь в постель.
Предпоследняя группа клинических фактов, которую Фрейд использовал для обоснования введения термина нарциссизм, касается шизофренической регрессии. Известно, что внешний мир не представляет интереса для больных шизофренией - во всяком случае, они производят именно такое впечатление. Фрейд, обсуждая динамику шизофренической регрессии, неизменно начинал свою аргументацию со следующих утверждений: «Либидо, освободившись вследствие несостоятельности данного лица в жизненной борьбе, не останавливается на объектах фантазии, а возвращается в Я» [ 4.1. c. 22]. К этой формуле Фрейд прибегал всякий раз, обсуждая проблему шизофрении.
Фрейд применил термин нарциссизм в отношении формы объектных отношений после того, как понял, что шизофрения, органическая болезнь, ипохондрия и сон: все характеризуются отделением от объектов. Теоретически он объяснил это отделение как отделение либидного интереса от объектов, сопровождаемых повышенным либидным катексисом Я, эрго нарциссизм.
Во всех этих случаях усматривается переоценка объекта, его идеализация, сильное отрицание реальности и ни один из выборов объекта сам по себе не является патологическим.
Таким образом, из вышесказанного Фрейд сделал важный вывод о первом феномене - выборе объекта на основе идентификации с каким-то аспектом Я. Это выдающийся момент работы «О нарциссизме».
Фрейд дает понять, что внешний объект получает свой характер от того, что на него спроецировано. Прежде, в данной статье он называет это «переносом нарциссизма» на сексуальный объект, под чем подразумевает проекции идеализированной самости. Далее он использует эту идею, обсуждая идеализацию детей.
Переходя к первой разработке Фрейдом понятия Эго-идеала, мы видим, что он более явно говорит о внутреннем мире, где происходят идентификации и проекции, - что служит необходимым подготовительным шагом к внешней проекции (например, Эго-идеала) на внешние объекты. Здесь он выделяет внутренний объект, не находящийся в Эго; таким образом, по существу, он различает самость и Эго. Эго-идеал, реликт младенческого развития, «он проецирует перед собой как свой идеал». Так Фрейд показывает, что внутренний сценарий, в который могут проецироваться идеальные аспекты самости, является основанием нарциссического объектного отношения, столь отчетливо описанного в случае Леонардо. Способность к образованию Эго-идеала и проецированию его на другие объекты, безусловно, имеет важные последствия для объектного выбора.
При описании Фрейдом Эго-идеала термин нарциссизм применялся к понятию самооценки. И отсюда произошло наиболее важное на сегодняшний день значение термина нарциссизм – его использование как слова-синонима самооценки.