Смекни!
smekni.com

Теория нарциссизма в работах З. Фрейда и Х. Кохута (стр. 6 из 11)

Кохут исходил из проблемы переноса. Фред считал, что у людей с нарциссическим неврозом не возникает переноса в полном смысле этого слова. Кохут же смог выявить «переносоподобные явления» - эти люди могут оставаться в относительно длительных отношениях и развивать глубокие привязанности, если они будут чувствовать, что их нарциссические потребности хотя бы частично удовлетворяются во взаимодействии с людьми, в том числе с аналитиком. И он описал три такие потребности, которые и проявляются в психоаналитической ситуации в этих переносоподобных явлениях:

1. Потребность в идеализации. Эта потребность будет проявлять себя в идеализированном Я-объектном переносе, когда у пациента будет возможность поддерживать иллюзию того, что он находиться в отношениях идеализированных объектом;

2. Потребность в отзеркаливании или отражении. Эти потребности конечно же перетекают друг в друга. Так, идеальный объект это тот объект, который может по настоящему отразить, увидеть, восхититься своим собственным Я, быть таким адекватным, импатическим вектором, которое обслуживает свое собственное Я. Эти рациенты ожидают от аналитика и от других значимых людей то, что их нарциссические потребности будут адекватно отражаться и, что им будет обеспечен постоянный эмоциональный импатический отклик. Соответственно Кохут предположил, что главным псианалитическим инструментом в работе с такого рода нарушениями будет являться не психоаналитическая интерпретация, то есть обнаружение каких-то безсознательных связей, а постепенная интеграция этого инфантильного грандиозного Я и формирование более целостного, зрелостного Я за счет импатии психоаналитика, в чувствовании.

3. Потребность быть похожим на других, более зрелая нарциссическая потребность, которая позволяет почувствовать себя включенным, принадлежащим к другим людям, для ощущение «я такой же, как другой». Данная потребность, как заметил Кохут, особенно развита у людей с шизоидными чертами личности. Ощущение своей инаковости у них чрезвычайно болезненно, но с другой стороны это ощущение может гиперинвестироваться нарциссически и доходить до высокомерия явного или скрытого. Это важная нарциссическая потребность, которая должна развивается в процессе естественного удовлетворения.

Кохут писал о тревоге фрагментации, и он считал, что тревоги, которые связываются с нарциссическим переносом можно описать как тревога «распада на части», массивную регрессию к аутоэротизму, потерю себя. Причем она может переживаться бессознательно. Например, недостаточное внимание и участие аналитика, его недостаточная включенность может порождать какую-то сильную обиду на сознательном уровне, а на бессознательном уровне эта обида будет репрезентировать эту тревогу, повреждения глубинного собственно Я и опасность его распада. Поэтому нарциссический пациент на это невнимание закрывается и выстраивает привычные нарциссические защиты. Тревога может выражаться также в усилении ипохондрических жалоб.

По различию Эго и сэлф (самость) Кохут писал, что сэлф (самость) – это одна из структур ментальности, которая заряжена энергией и имеет протяженность во времени, то есть она является длящейся. Он считал, что различные Я-репрезентации представлены не только в Эго и Супер-Эго , но и в каждом единичном проявлении ментальности. Подход Селф-психолгии в психоанализе заключается в том, что на любое проявление психической активности, ментальности мы рассматриваем как некую активность Сэлф. И в более поздних работах он писал, что Сэлф является центром инициативы личности, ядро, вокруг которого структурируется и организуется вся психическая активность.

Кохут считал, что жалобы этих пациентов диффузны: они могут выражаться в виде ипохондрических тревог, захваченность какими-то извращенными сексуальными фантазиями. В целом если охарактеризовать их состояние, то они как-бы истощены. С точки зрения Кохута они достигли какого-то относительно связанного состояния Я, но отдельные аспекты этого Я остались не интегрированы. Собственно это нарциссическое истощение, нарциссическая депрессия, пустая, «белая» депрессия в отличие от «черной» депрессии настоящих депрессивных больных является «пустой» депрессией. Истощение возникает из-за того, что им приходиться бороться с действием очень примитивных эмоций, которые они пытаются как-то отрицать. Это эмоция – это выражение собственной грандиозности. Либо они захвачены и тратят много сил на борьбу, чтобы контролировать это проявление эмоции. Либо эта грандиозность куда-то отщепляется и проецируется, что тоже требует больших психических затрат. И в общем основная тревога, которой страдают эти пациенты – это тревога фрагментации или дезинтеграции.

В своих ранних работах Кохут опирается на теорию нарциссизма Фрейда, на теорию либидо, он тоже рассуждал в терминах разных стадий развития либидо: аутоэротической, нарциссической и объектной, и он пытался таким образом дифференцировать собственно нарциссическое расстройство в отличие от того, что происходит при психозах. При психозах, как писал Кохут, мы имеем дело с регрессией от объектной любви через нарциссизм к аутоэротической фрагментации. И в острых состояниях мы имеем дело с вторичным галлюцинаторным восстановлением реальности. При нарциссических же личностных расстройствах мы имеем дело с регрессией вторичного нарциссизма, если рассуждать в терминах теории либидо.

Говоря о симптоматике, можно сказать, что этим людям очень трудно сформулировать свою основную проблему. На протяжении долгого времени они не могут локализовать источник своей психической боли и Кохут писал, что Я можно сравнить с глазом и также как глаз не может разглядеть сам себя, так же и селф не может опознать боль внутри себя, то есть это сбой в системе Я, самоощущении. Кохут писал, что у этих пациентов у этих пациентов часто бывает такой симптом психического отсутствия. «У них есть ощущение, что они не вполне присутствуют в эмоциональной жизни». Это состояние эмоциональной полужизни, особый вид «белой» бесконфликтной депрессии, эмоциональной истощаемости и «мертвенности» нарциссического пациента.

Кохут одним из первых в психоанализе решил выявить структуру нарциссических переносов, показал как их можно вычленять, видеть. Он говорил, что необходимо активизировать нарциссический перенос в лечении нарциссического пациента. Именно эта активация нарциссического переноса в психоаналитической ситуации является главным терапевтическим инструментом.

Кохут много думал, как может развиваться собственное Я и изначально он исходил из идеи, что существует состояния первичного нарциссизма. В более поздних работах он стал думать о том, что до первичного нарциссизма существует состояние такого дезинтегрированного Я, фрагментированного Я, оно телесно во многом и через аутоэротическую активность субъект как-бы обнаруживает эти ощущения и присваивает их себе. То есть, когда ребенок кричит, можно предположить, что он не сразу понимает, что этот крик принадлежит ему самому и он является активным субъектом, который этот крик может воспроизводить. Потом этот крик распознается как собственный, а дальше он приобретает коммуникативную функцию. Также и телесные ощущения: какие-то части тела, например, гениталии, эти зоны, которые станут гиперчувствительными в Эдипов период, вполне возможно, что в младенчестве они не так сильно катектированы и им необходима какая – то активность и материнская забота, исследование тела, аутоэротическая активность, чтобы эти части тела были присвоены как свои. Начинается постепенная интеграция телесных ощущений и потом возникает нарциссическая стадия, которая очень уязвима и это нарциссическое блаженство очень быстро разрушается. Кохут пишет, что оно разрушается благодаря вкраплениям материнской заботы. То есть сам реальный контакт с объектом, материнская забота, которая необходима для физического и психического выживания и нормального развития является фактором, который разрушает нарциссизм. При этом Кохут предполагает, что после этого разрушения первичного нарциссизма (совершенного состояния), психика начинает структурироваться определенным образом и выстраиваются две первичные психические структуры, которые связаны между собой: структура грандиозного Я (инфантильное) и зеркальная структура - всемогущий, идеализированный Я-объект. Таким образом, формируется первичное биполярное Я, у которого есть два полюса: грандиозное Я и идеализированный Я-объект. И между двумя этими структурами постепенно возникает дуга напряжение, связывающая их – дуга напряжения способности и талантов. Грандизное Я – это двойник идеализированного объекта и эти две структуры в бесконфликтных состояниях находятся в абсолютно симметричных, зеркальных отношениях.

Кохут, развивая Фрейдовскую теорию о нарциссическом либидо и объектном либидо, настаивает на том, что нарциссическое либидо качественно иное, чем объектное либидо и ребенок на ранних этапах развития вкладывает в других нарциссический завет, а не объектный, и требует от объектов, реальных других людей, нарциссического подтверждения собственного существования, отражения. То есть он чувствует, что другой это не отдельный другой, а именно Я-объект и ребенок ожидает, что контроль над этим другим, над этим идеализированным Я-объектом, будет таким же как и взрослый человек ожидает от контроля над собой, своим телом, разумом, поведенческим патерном. Это примитивное, нарциссическое, биполярное Я стремиться к идеальному состоянию, то есть когда субъект может чувствовать себя совершенным, другого воспринимать тоже совершенным, а себя как часть другого. Как пишет Кохут: «Я совершенен, ты совершенен, а я часть тебя». Это идеальное нарциссическое состояние, задача нарциссических объектных отношений – привести эту конфигурацию к состоянию почти что полного слияния.