рассматривается с точки зрения развития ее ценностей
на каждом возрастном этапе, что предполагает качествен-
ное изменение ценностей и переход от элементарных
к более сложным.
4. Личность - целостная структура, которая включает
в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную,
эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимо-
действующие между собой.
5. Душевная жизнь человека рассматривается не в орга-
ническом, а в историческом ключе, человеческая форма
жизнедеятельности определяется как воплощение пере-
живаний в творениях культуры.
62. Французская социологическая школа
Французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и его
ученик Л. Леви-Брюль (1857-1939) создали социологи-
ческую концепцию и разработанный на ее основе общест-
венно-исторический подход к психике человека.
Основные положения французской социологи-
ческой школы:
1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную при-
роду - биологическую, включающую в себя всю совокуп-
ность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и
социальную, включающую в себя усвоение общественно-
го опыта, и это отличает человека от животного, которое
не обладает социальной психикой.
2. Биологическая часть индивида имеет корни в его
организме, а социальная формируется благодаря обществу,
культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально
обусловлено.
3. Коллективные представления, являясь структурой
общества, закрепляются в языке и таким образом пере-
даются из поколения в поколение и в индивидуальное со-
знание, при этом они не имеют высокой степени осознан-
ности и понимания и часто могут носить аффективный
характер.
4. Формирование мышления происходит не посредством
деятельности, а через механическое взаимодействие ин-
дивидуального и общественного сознаний и представляет-
ся неосознанным. В этом состоит принципиальная ошиб-
ка данной школы в понимании сознания.
5. Сознание изменялось вместе с развитием общества.
Когда появилось разделение труда, к сознанию стали
предъявляться новые требования, обусловившие необхо-
64. Глубинная психология
Глубинная психология стала третьей психологической
школой, возникшей в результате ≪открытого кризиса≫, и
ее идеи получили широкий резонанс в общественных и
научных кругах.
Идеи глубинной психологии как самостоятельно-
го направления:
1. Независимость психики от сознания, четкое разде-
ление этих феноменов человеческой природы;
2. Понимание психики человека противоположно тради-
ционной эмпирической психологии сознания: в психике,
кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые
слои - бессознательное, и именно оно является основой
всей психической жизни, управляет человеческой психи-
кой и поведением и является главным предметом изуче-
ния глубинной психологии;
3. Основная задача глубинной психологии как научной
школы - доказать существование феномена бессозна-
тельного в человеческой психике через практическое изуче-
ние его специфики и механизмов действия на психику
человека;
4. Сознание рассматривается как психический фено-
мен, свойственный каждому человеку, но не являющийся
центральным и руководящим в психической жизни инди-
вида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;
5. Формирование и развитие личности зависит от бес-
сознательного как ведущего в человеческой психике.
Глубинная психология как научное направление, воз-
никшее в результате открытого кризиса, дала миру наи-
большее количество различных теоретических ответвлений
и концепций, созданных на базе теории бессознательного,
4
33
димость выбора индивидом своего места в новой систе-
ме, что в результате привело к индивидуализации созна-
ния. Первобытное сознание включало в себя только кол-
лективные представления, а позже к ним прибавились
индивидуальные представления.
6. Умственная деятельность человека, так же как и его
сознание, биполярна - она имеет как рациональную сто-
рону, выражающуюся в общих логических законах мыш-
ления, так и иррациональную, составляющей которой
являются религия, понятие о душе и иные верования,
присутствующие в психике современного человека и по
сей день.
5. Завершенные действия (т. е. гештальты) не удержи-
ваются в сознании и отодвигаются в фон, в то время как
незаконченные действия остаются в поле сознания и
помнятся вплоть до их завершения.
7. Группа, так же как и индивид, имеет свое психологи-
ческое поле и свои динамические законы: изменение од-
ной части группы ведет к изменениям в другой ее части.
Взаимодействие группы и индивида происходит по тому
же закону: изменение в группе провоцирует изменения
в поведении и внутренней структуре индивида, и, наоборот,
происходящие внутренние изменения индивида обуслов-
ливают сходные процессы в группе.
и каждое из них обогатило психологическую науку мощ-
ным набором понятий, опытов, исследований, идей и ме-
тодологических аппаратов. К школам глубинной психоло-
гии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом
обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и
рождение новых теоретических концепций; аналитиче-
ская психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология
А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое вхо-
дили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни,
Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психо-
анализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-
логия Анны Фрейд и Э. Эриксона.
6. Центральным пунктом человеческой природы с точки
зрения ее исторического развития является переживание,
которое выступает как некая активная сила, соединяющая
все состояния души и направляющая ее деятельность
в необходимом русле, а причинами активности пережи-
вания являются индивидуальные ценности.
Историческая ценность концепции Дильтея:
- расширение понимания природы человеческой души,
не сводимой к ее органической, или биологической, состав-
ляющей;
- введение принципа исторического рассмотрения че-
ловеческой природы;
- введение в психологический оборот понятия ценности
как мотивационной и развивающей силы.
65. Психоанализ 3. Фрейда
Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - реше-
ние) - врачебный метод исследования, зародившийся в нача-
ле 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и
И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих
нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—
1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900)
принято считать первым психоаналитическим трудом и
началом психоанализа.
Основные положения и принципы психоанализа
1. Биологический детерминизм: тело человека (его сек-
суальные и физиологические составляющие) является
единственным источником всей его психической энергии.
2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведе-
ние имеют значение или повод, а всякое явление вызыва-
ется сознательными или бессознательными намерениями
и определяется событиями, которые ему предшествовали.
3. Выделяются три уровня психической жизни:
- сознание, которое содержит в себе неблокируемые,
осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мыс-
ли, чувства и другие феномены;
- предсознание - латентная (скрытая) часть психики,
которая не содержит в себе четко осознаваемых пред-
ставлений и мыслей, но при усилии памяти может вос-
произвести необходимую информацию;
- бессознательное - самая важная часть психики, ока-
зывающая решающее значение на поведение и личность
человека, содержащая в себе неосознаваемые им фено-
мены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты,
воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Со-
держание бессознательного оказывает воздействие на
- #
66. Структура личности
в психоанализе 3. Фрейда
3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-
компонентной модели.
1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности,
имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли,
чувства, воспоминания, события из жизни - бессознатель-
ны, так как никогда не осознавались или были отвергну-
ты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведе-
ние человека и без контроля сознания. Ид - хранитель
всех врожденных инстинктов человека, главные из кото-
рых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -
противостоят друг другу. Ид живет и управляется прин-
ципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не i
подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и I
при этом обладает неограниченной властью, а требова- I
ния Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находит- '
ся на бессознательном уровне психики.
2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в кон-
такте с реальностью, это своего рода сознание человека,
локализующееся на сознательном уровне психики. Эго сле-
дует принципу реальности, вырабатывая ряд механиз-
мов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться
с ее требованиями. Его задача заключается в регулирова-
нии напряжения между внутренними (влечениями или инс-
тинктами) и внешними раздражителями (идущими из
окружающей среды), контроле над требованиями инстинк-
тов, исходящих от Ид.
3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и рели-
гиозных чувств, образное существование совести, вклю-
чает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-