ные ценности и преобразовывать природу своим творчест-
вом, а высшей ценностью является не божественный
разум, а сила и продукт творца.
Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в кни-
ге О душе и жизни≫ утверждал, что главным и единствен-
но верным способом познания природы человека явля-
ются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на
природу ребенка можно влиять, если правильно его вос-
питывать.
Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге
≪Исследование способностей к наукам≫ впервые в исто-
рии психологии поставил задачу изучить индивидуальные
различия между людьми с целью определения их пригод-
ности к различным профессиям.
15. Психология и ее предмет
в Новое время и в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения психология искала собственный
предмет исследования, конкретное определение области
своей деятельности. Эта область понималась как иссле-
дование путей становления у человека картины окружаю-
щего мира и самого себя, и главным здесь виделась
осознанность этого процесса. Происходит уточнение пред-
мета психологии как науки о сознании. Исследование содер-
жания и функций сознания подвело ученых к изучению
его роли в человеческой жизни, следовательно, и в пове-
дении человека. Наблюдается двойственность предмета
психологии того времени: изучение сознания и путей его
формирования, а также этапов развития образа мира и
себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих
сил и регуляции не только внутренней, но и внешней ак-
тивности индивида - с другой.
В связи с развитием механики и физики Ньютона
утвердился новый взгляд на природу как на гигантский
механизм, а человеческое тело виделось своеобразной
машиной-автоматом, функционирующей по принципу лю-
бого механизма по строгим законам физики.
В исследовании процессов познания наблюдались две
противоположные точки зрения.
Сенсуализм определял в качестве основы всех чело-
веческих знаний ощущения, процесс познания рас-
сматривался как единый, имеющий несколько ступеней -
от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного
восхождения от частного к общему.
Рационализм отдавал приоритет мышлению, выде-
лял в процессе познания два этапа: первый этап состо- i
i :— 4
9
16. Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ,
основоположник современного английского эмпиризма,
утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих
вопросов, касающихся природы души, исключить органи-
ческие функции из ее состава и перейти к эмпирическому
описанию ее процессов.
Концепция души. Выделяются два типа души и свой-
ственные им способности.
1. Рациональная, божественная душа (или дух) облада-
ет памятью, разумом, рассудком, воображением, жела-
нием (влечением), волей.
2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способ-
ностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремле-
нием к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств
и возможностью совершать произвольные движения.
Теория познания. Чувства выделяются как первич-
ный элемент познания, однако они не дают всей полноты
и объективности картины мира. Объективное познание
заключается в применении рационального метода к чув-
ственным данным. Эмпирическое познание имеет огра-
ничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека.
Выделяется 4 типа ограничений-идолов:
1) идолы рода, которые заложены в самой природе че-
ловека;
2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения от-
дельного человека;
3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу
взаимной связанности и сообщества людей;
4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных
догматов философии.
В целом этап развития психологии в эпоху Возрожде-
ния можно охарактеризовать, с одной стороны, как воз-
вращение к традициям и ценностям античной философии
и психологии с их антропоцентризмом и определением
души как главного предмета изучения, но с другой -
и возникновением принципиально новых, неизвестных
античным философам и мыслителям особенностей по-
нимания человеческой природы, как, например, примат
творчества и творца над всеми остальными элементами
мироздания.
ная душа, отвечающая за физиологические функции и
присущая растениям; сенситивная душа, присущая жи-
вотным и ведающая чувственным восприятием, произ-
вольными движениями; разумная душа, присущая только
человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную
способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
Источником познания считаются не божественные идеи,
но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь мате-
риал познания появляется из чувств, а интеллект, разум
обрабатывает этот материал дальше.
Значение психологических идей Бэкона
1. Завершил этап развития психологии, где предметом
изучения являлась душа, и дал начало развитию нового
этапа, где главным предметом изучения становится со-
знание.
2. Предложил конкретные способы практического изуче-
ния предмета: опыт, эксперимент.
3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой
является психология: философия рассматривает челове-
ка как такового, гражданская философия изучает его во
взаимодействии с другими людьми, заложил принцип
междисциплинарное™ наук.
4. Способствовал разделению наук о человеке на уче-
ние о личности и учение о связи души и тела, разделение
их предметов и задач, что повлекло за собой разделе-
ние предмета психологии в соответствии с конкретными
задачами.
ял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуа-
лизме, в восхождении от частного к общему при переходе
от восприятия к логическому мышлению, но понятие, ко-
торое формировалось таким образом, не является окон-
чательным и объективным. Поэтому выделялся второй
этап познания - интуитивное мышление, которое черпает
знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия,
осознавая всеобщие законы и свойства предметов.
Решение проблемы эмоций и свободы человека осно-
вывалось на позиции ученых античности, которые счита-
ли, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и
вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возмож-
ностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельность.
Концепция тела и души,
дуализм в философии Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень
важное разделение души и тела, сделав их совершенно
независимыми друг от друга субстанциями через исполь-
зование механистической теории человеческого организ-
ма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятель-
но функционировать и обрабатывать весь психический
материал без помощи души. Способностью тела является
только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е.
отражение мозгом внешних воздействий. Способность
души - это мышление, а принцип ее работы - рефлек-
сия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей,
ощущений, которые видны только ей. Предметом изуче-
ния психологии становится сознание.
Объяснение сосуществования в организме души и тела
как независимых субстанций основано на принципе пси-
хофизического взаимодействия: тело влияет на душу,
пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий,
эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воз-
действует на тело, понуждая его работать и изменяться.
Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на
тело, но и тело способно существенным образом влиять
на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправлен-
ном воздействии души на тело, как было принято раньше,
а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоре-
чивость) во взаимодействии души и тела означает, что,
с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -
тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно
от тела, но в действительности существует только в связи
18. Пс рационализма
и мышления в философии Р. Декарта
Понятие рационализма у Декарта тесно связано
с изучением содержаний сознания, в которое включено
три типа идей:
1) идеи, порожденные самим человеком:
ются из чувственного опыта человека и являются обобще-
нием данных от органов чувств. Функция этих идей в том,
чтобы давать знания об отдельных предметах или явлени-
ях, но они не могут помочь человеку объективно познать
законы окружающей действительности;
2) идеи приобретенные, основанные на опыте не од-
ного человека, а обобщающие опыт и представления раз-
ных людей, но дают знания об отдельных вещах и облас-
тях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании
окружающего мира;
3) идеи врожденные, которые могут дать человеку
объективные познания об окружающем мире, так как до-
ступны только разуму и не нуждаются в дополнительной
информации, получаемой от органов чувств. Способ по-
лучения знаний называется рациональной интуицией, а та-
кой подход к познанию окружающей действительности -
рационализмом.
Понятие мышления. Мышление - это единственный
атрибут души, что обусловливает постоянность мысли-
тельных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда
знает о том, что происходит внутри нее. Это означает,
что нет никакой бессознательной психики. Душа - это
мыслящая субстанция, природа которой состоит в одном
мышлении. Психика понимается как внутренний мир че-
ловека, доступный самонаблюдению, имеющий особое,
19. Теория познания
и теория аффектов Б. Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-
соф.
Теория познания. Существует четыре способа позна-