чальную природу человека, на его опыт. Идеи просвети-
телей носили революционный характер.
В психологической мысли в эпоху Просвещения сущест-
вовали следующие направления:
1) эмпиризм, родоначальником которого считается анг-
лийский философ Дж. Локк, определял опыт как осново-
полагающий фактор развития человека и изучал механиз-
мы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта
над разумом;
2) сенсуализм представлял собой учение о домини-
ровании чувственного познания над рациональным.
Оба направления отрицали существование врожденных и
неизменных идей и способностей, доказывали их опытное
происхождение и возможность прижизненного развития;
3) ассоцианизм как направление в идеалистическом
учении о душе. Единицей признана ассоциация как меха-
низм формирования и приобретения опыта. В своем раз-
витии ассоцианизм прошел несколько этапов:
24. Ассоциативная психология Давида Гартли
Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к клас-
сическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью тео-
рии Гартли было установить точные законы поведения
людей и на основе этого знания научиться управлять ими,
создав твердые морально-этические и религиозные убеж-
дения, для того чтобы создать идеальное общество.
Учение о психике основано на ньютоновском пони-
мании человека: психика есть продукт активности орга-
низма как машины, работающей на основе взаимодействий
с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схе-
ма работы организма, где ключевым понятием является
вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -
большой и малый.
Работа большого круга вибрации: вибрации в окружаю-
щей среде приводят в движение нервы, по которым вы-
зываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою
очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу
возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические
спутники вибраций - от чувствования до абстрактного
мышления и произвольных действий. Все это происходит
на основе закона ассоциаций. Психический мир человека
складывается постепенно в результате усложнения пер-
вичных сенсорных элементов через формирование ассо-
циаций во времени. Функцией большого круга вибрации
является регулирование поведения.
Между вибрациями большого и малого кругов сущест-
вует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вы-
зывают вибрации в малом, оставляя там следы разной
силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше чело-
век их помнит. В психике существуют неосознаваемые
13
рез сознание, а способом избавления от ассоциации -
Теория идей. Под идеями понимается элемент всяко-
го знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость,
мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источни-
ком идеи является как внешний опыт, обеспечиваемый
ощущениями, так и внутренний - производимый рефлек-
сией. Выделяются два вида идей: простые, которые со-
держат только одно представление или восприятие и при-
обретаются посредством ощущения или рефлексии, и
сложные, представляющие собой сочетание простых
идей через механизм ассоциации.
мнению Гоббса, является не рацио, или разум, а эмпи-
рио, или опыт, а разум является лишь продуктом ассо-
циации, которая, как мы знаем, возникает в результате
взаимодействия организма с материальным миром. А это,
по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен.
Такое противопоставленное рационализму понимание
основы познания впоследствии стало называться эмпи-
ризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпири-
ческой психологии, получившей в XIX—XX вв. серьезное
развитие.
представления и идеи, т. е. границы сферы душевной
жизни расширились и включают в себя не только созна-
тельные идеи и представления, но и бессознательные
следы и образы. Объектом объяснения является поведе-
ние целостного организма, а не его отдельных органов
или частей.
Душевная жизнь человека строится через механизм ас-
социации на основе трех простейших элементов:
1) ощущений, формирующихся на основе вибрации ор-
ганов чувств;
2) представлений (идеи ощущений), основанных на виб-
рации следов предмета в малом круге, происходящих
в отсутствие самого предмета;
3} чувств, отражающих силу вибрации.
~ на первом этапе ассоциация выделилась как объясни-
тельный принцип отдельных психических явлений, прежде
всего процессов припоминания;
- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -
были созданы целостные концепции психики и сформи-
ровано понимание психики как источника формирования
механических связей, или ассоциаций, между психически-
ми элементами, в качестве которых рассматривались ощу-
щения и представления;
- третий этап включал в себя экспериментальное и
практическое изучение сформированных на предыдущих
этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основ-
ную концепцию фактор активности субъекта.
Понятие способностей у Гартли
Все способности человека объясняются через меха-
низм ассоциаций.
Мышление не существует в системе психики человека
как самостоятельный процесс, а обусловлено механиз-
мом ассоциации, в процессе которого создается связь
между образом предмета и словом. Процесс понимания
слова рассматривался как образование ассоциации между
словом и значением, и этот процесс устанавливается
в детстве из опыта. Возникновение представлений и мне-
ний основано на пассивном отражении сознанием идей
через механизм ассоциаций, а новые мысли и представ-
ления являются комбинацией или разложением старых
идей.
Память вмещает в себя два понятия - собственно па-
мять, которая является воспроизведением ощущений по
ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были
получены, и воображение, которое появляется только в том
случае, когда этот порядок нарушается. Способность па-
мяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних
воздействий является основой обучаемости.
Эмоции, воля. Эмоции отождествляются со страстя-
ми и являются движущей силой поведения. Достигая
определенного порога, силы, они могут определяться как
желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность
происходит в том случае, если страсть, или эмоция, на-
столько сильна, что приводит к какому-либо действию.
В основе формирования воли лежит ассоциативная связь
слова и движения, соединение сенсомоторных реакций
с речью: слово (его физический базис - вибрация) при-
соединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлени-
27. Понятие сознания у Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685-1753), также как и Локк, ориен-
тировался в своих трудах на Ньютоновы представления,
но стремился доказать производность физического про-
странства от сознания. Сознание есть то, что человек вос-
принимает. При объяснении факта того, что разные люди
одинаково воспринимают некоторые внешние объекты,
используется категория особого божественного сознания,
которым обладают все люди, и именно оно дает одинаковое
представление о каком-либо объекте разным людям.
Источником знания служит образуемый ассоциациями
чувственный опыт, который состоит из непосредственно
испытываемых субъектом ощущений - зрительных, дви-
гательных, мышечных, осязательных. Например, про-
странственные характеристики вещей человек оценивает
с помощью мышечных ощущений, возникающих от пово-
рота глаз, от напряжения глазных мышц. Реальность, по-
стигаемая посредством ощущений, отождествлялась
с самими этими ощущениями. Свою теорию познания,
изложенную в книге Опыт новой теории зрения (1709),
Беркли назвал теорией зрительного восприятия про-
странства. Согласно этой теории Беркли представлял
зрительное восприятие как комбинацию зрительных и
осязательных ощущений, происходящих от движений
глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и
тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем
конкретно-психологическом анализе зрительного вос-
приятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав,
в частности, на участие осязательных ощущений в по-
строении образа трехмерного пространства (при двух-
мерности образа на сетчатке).
26. Понятие ассоциации у Дэвида Юма
Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знания
служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Все
человеческое познание есть ассоциация идей. Един-
ственным источником познания является опыт. Рефлексия
же не дает истинного знания, так как в процессе самонаб-
людения человек видит лишь комплексы перцепций, по-
следовательно сменяющих друг друга, а не впечатления
о субстанции или причинности возникших объектов. Струк-
тура опыта, а следовательно, и сознания такова: опыт
состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и
эмоции (или страсти), и из идей, которые являются ко-
пиями этих впечатлений.
Внутри сознания существуют два класса феноменов.
К первому классу принадлежат впечатления и идеи, кото-
рые, в свою очередь, делятся по субъективным призна-
кам - живости, силе и другим качествам - и информацию
о которых сознание получает только через интроспекцию.
Ко второму классу принадлежат идеи, или факты созна-
ния, которые зависят от впечатлений (других фактов со-
знания) и следуют друг за другом по определенным пра-
вилам. Это течение обусловлено лишь стереотипами,
привычками самого человека, т. е. знание о причинности
не рассматривается как изначально данное, а появляется
у индивида опытным путем. Механизм формирования
этого знания следующий: два последовательно или па-