Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука 2 (стр. 7 из 21)

раллельно появившихся объекта в сознании человека

могут иметь некую связь, например, удовлетворение

чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мне-

ние о том, что в будущем хлеб также поможет удовле-

творить его чувство голода. На формирование вывода

- * -

28. Становление французской эмпирической

психологии в XVIII в.

В эпоху Просвещения активно развивалась француз-

ская эмпирическая психология, отличительными чертами

которой стали внимание к проблемам активности челове-

ческого сознания и зависимость ее от общественных

условий. Французские сенсуалисты выступали против лю-

бых учений, рассматривающих человека и природу как

субъект, на который могут влиять некие силы, не выводи-

мые из опыта и разума. Развитие психологической мысли

и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом

направлении, представителями которого являются Кон-

дильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как

функция высокоорганизованной материи - головного

мозга, что способствовало экспериментальному изуче-

нию тех явлений, которые ранее определялись как созда-

ния души, имеющей бестелесную, божественную приро-

ду. Второе направление, представленное теориями

Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индиви-

дуальную психику как результат влияния социальных

условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которы-

ми движет собственная энергия культурного творчества.

Теории французских материалистов эпохи Просвеще-

ния оказали существенное влияние и подготовили почву

для дальнейшего развития психологии, физиологии, ней-

рофизиологии и других наук о природе человека. В своих

теориях они утвердили принцип целостности человека,

выражавшийся в нераздельности психических явлений и

мозга, который их производит, а также отстаивали не-

раздельную связь человека с социальной и культурной

средой. В учениях французских материалистов впервые

15

о том, что два явления связаны между собой, влияет прин-

цип ассоциации.

Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым

в развенчании популярного в то время представления

о душе как особой божественной сущности, отвечающей за

соединение отдельных психических феноменов. Соглас-

но Юму, душа представляет собой экран, на котором по-

следовательно отражаются все идеи и впечатления чело-

веческого существования.

ям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начи-

нает вызывать тот же мышечный акт, который некогда

вызвали только они. Способность к волевому действию

закладывается у человека в детстве, так как связь между

словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а за-

тем ребенок сам совершает этот поступок по собственной

команде. Но в организме имеется набор неких врожденных

первичных автоматизмов, из которых образуются произ-

вольные движения, побуждаемые внешними стимулами.

среда и наследственность рассматривались как основные

факторы, определяющие психическое развитие ребенка

и влияющие на формирование всех его способностей.

Французский сенсуализм провозгласил чувственный

опыт единственным источником рационального знания об

окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение

связей внутри психики, а не умозрительные теоретизиро-

вания по этому поводу являются единственно верным ис-

точником получения научного знания.

Анализ чувственных признаков, участвующих в построе-

нии образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал

мало изученные в прежних теориях особенности вос-

приятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его

субъективно-идеалистической доктрины о том, что созна-

ние есть то, что попадает туда посредством восприятия.

29. Учение об ощущениях Э. Кондильяка

Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк

(1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощу-

щение, а первичным ощущением, на котором основано

все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, яв-

ляется обоняние. Существует следующая схема форми-

рования всех психических способностей через первич-

ность обоняния:

1) этап первый - возникает ощущение запаха и, не-

однократно повторяясь, трактуется как опыт, который

включает в работу память. Внимание появляется при

определенном, более сильном по сравнению с другими

ощущении. С возникновением памяти формируются два

ощущения - прошлое и наличное;

2) этап второй - возникает суждение, также основан-

ное на ощущении, так как внимание по отношению к двум

ощущениям дает сравнение;

3) этап третий - возникновение потребности на основе

сравнения двух ощущений - удовольствия и неудоволь-

ствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без позна-

ния второго невозможно понимание первого. Однако по-

нять разницу между ними человек может, только сравнив

их, а сравнение есть результат ощущения;

4) далее на основе потребности возникает воображе-

ние, задача которого сводится к восстановлению образа,

соответствующего потребности;

5) на основе потребности создаются воля и желание;

6) взаимодействие организма со средой также осуществ-

ляется с помощью ощущения, которым на этот раз яв-

ляется осязание. Именно через силу воздействия орга-

низма на предмет или, наоборот, предмета на организм

%

30. Причины различия

умственных способностей человека

по К. Гельвецию

К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей вы-

явление причин различий в умах людей. Теория Гельве-

ция имеет следующие положения.

1. Способность к ощущению и сохранению этих ощуще-

ний, т. е. к памяти, является у человека врожденной.

2. Ощущения являются базой для всех остальных чело-

веческих способностей.

3. Внимание является основой для выполнения любых ум-

ственных операций, так как обусловливает сравнение идей.

4. Внимание основано на усилии, которое, в свою оче-

редь, вытекает из интереса человека к чему-либо.

5. Интерес является движущей силой и формирует

стремление человека к счастью, которое определяется

как физическое удовольствие.

6. Физические потребности обусловливают и опреде-

ляют все человеческие поступки, действия и мысли, а так-

же некоторые эмоции, например дружбы и любви.

7. Качество и совершенство органов чувств, через кото-

рые реализуется врожденная способность к ощущению,

не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди

имеют одинаковый изначальный уровень способностей

к восприятию ощущений.

8. Неравенство умов не заключается и в различиях куль-

туры, географии, национальностей, пищи и темперамента.

9. Причиной различий не являются ни врожденные фе-

номены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая

среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и имен-

но оно и обусловливает эти различия.

-X

3 1 . Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ,

писатель, создал первую в истории психологии целост-

ную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем

сочинении Эмиль, или О воспитании все существующие

до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал

следующие принципы развития и воспитания ребенка.

1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные раз-

личия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать

особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адек-

ватно применять это знание в процессе воспитания.

2. Помимо индивидуальных различий, существуют и об-

щие для всех детей особенности, связанные с тем или

иным возрастным этапом, и эти особенности также долж-

ны быть хорошо известны воспитателю.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, вклю-

чающую в себя 4 этапа.

1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь

является физическое развитие ребенка.

2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сен-

сорных способностей ребенка, и в первую очередь спо-

собности к ощущению, так как именно ощущение являет-

ся основой формирования у ребенка мышления.

3. Третий период - с 12 до 15 лет - необходимо посвя-

тить обучению ребенка, так как основа мышления - ощу-

щение - уже сформирована.

4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершен-

нолетия, является основой для закладывания главных

ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ре-

бенка начинает активно формироваться чувственная сфе-

ра, что обусловлено накоплением определенного жизнен-

32. Отечественная психологическая мысль

в эпоху Просвещения

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась

под влиянием господствующего феодально-крепостни-

ческого строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу

с государственной идеологией крепостничества и важ-

нейшей задачей ставили изучение человека в гуманисти-

ческом, научном ключе, стремясь искоренить из недр об-

щества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависи-

мости умственного развития ребенка от просвещения и

обучения. Источником индивидуального ума он считал

опыт других людей, который передается посредством

языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге Наука о душе, ставшей

первой в России книгой по психологии, систематизиро-

вал весь багаж психологических знаний, опираясь на эм-

пиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся

опытному изучению явления человеческой психики -

ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную тео-