рию цветового зрения, объясняющую ощущения с мате-
риалистической точки зрения как результат воздействия
на органы чувств человека предметов внешней среды.
А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал
следующие психологические идеи.
1. Человек - это целостный организм, имеющий в со-
вокупности различные, порой противоположные друг
другу характеристики.
2. Душа не рассматривается как совокупность чувств,
мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно
I
17
10. Субъективно приобретенным феноменом челове-
ческой психики являются страсти, которые и есть движу-
щая сила мышления, и случайные необъективно происхо-
дящие внешние воздействия, т. е. случай.
11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е.
развитию своих мыслительных способностей, является
стремление к славе. При этом страсть есть продукт и ре-
зультат воспитания и, более того, является сублимацией
физического наслаждения.
12. Таким образом, воспитание и случай есть две причи-
ны различия в умственных способностях разных людей.
вначале появляется внутреннее проживание этого воз-
действия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью
проекции этих внутренних ощущений появляется пони-
мание и осмысление этого предмета как части окружаю-
щей среды.
Понимание Кондильяком мышления опирается на пози-
ции материалистического сенсуализма, и не делается
различия между мышлением и ощущением. Более того,
мышление не только основывается на ощущении, но пред-
ставляет собой разновидность самого ощущения.
важных органов. важных органов - мозга и нервов, не может быть само-
стоятельной, так как ее существование невозможно без
этих органов.
3. Индивидуальное сознание формируется благодаря
ведущей роли языка и речи.
4. Развитие способностей обусловлено не только вос-
питанием, но и влиянием природы. При этом каждый че-
ловек неограничен в своем совершенствовании.
5. Воля обусловлена вниманием, которое является вы-
ражением мышления, и помогает человеку справляться
со своими страстями.
6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее
способность к ≪мысленное™≫ неразрушима, вечна.
ного опыта. Важнейшей задачей является формирование
правильных, добрых чувств и суждений, а также способ-
ности к волевому действию.
Историческое значение теории Руссо заключается
в том, что в ней впервые была произведена попытка с на-
учной точки зрения объяснить психическую природу ре-
бенка и дана первая в истории психологии возрастная пе-
риодизация психического развития. И хотя теория Руссо
не учитывала многих факторов, влияющих на становление
личности ребенка, она явилась основой для дальнейших
разработок в области возрастной психологии.
Немецкая эмпирическая психология
в XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта
И. Ф. Гербарт (1776-1841), основоположник немецкой
эмпирической психологии, выдвигает следующие поло-
жения о природе человека.
1. Предметом любого психологического исследования
являются факты сознания, а методами их изучения - наб-
людение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов
деятельности, но не эксперимент. Для получения досто-
верных фактов необходимо использование методов мате-
матики.
2. Простейшими элементами психики являются пред-
ставления, определяемые как возникающие под влияни-
ем внешних объектов образы восприятий.
3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых
вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности
представления:
а) ясное сознание (апперцепция), содержанием
которого являются представления с максимальной степенью
ясности;
б) сознание (перцепция), вмещающее в себя менее
ясные представления и образы;
в) бессознательное, т. е. область сознания, имею-
щая в своем составе представления, подавленные содер-
жаниями двух других уровней.
4. Каждое, находящееся на определенном уровне со-
знания представление может перемещаться с одного
уровня на другой в разные моменты времени.
5. Сознание человека находится в постоянной динами-
ке, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или
менее осознаваемые представления.
34. Английская
ассоцианистическая психология в XIX в.
Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влияни-
ем естествознания, физики, химии и биологии, а также
имел тесную связь с философией позитивизма. В своем
развитии ассоцианистическая психология прошла три
этапа.
1. Первый этап - начало XIX в. - расцвет ассоцианизма,
когда были созданы классические теории и разработаны ос-
новные положения этой концепции. Главными представите-
лями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Ми л ль.
2. Второй этап - середина XIX в. - переломный период,
когда происходил пересмотр основных взглядов класси-
ческого ассоцианизма на предмет и методы исследова-
ния, что способствовало началу его кризиса. Это прояви-
лось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.
3. Третий этап - конец XIX в. - кризис классического ас-
социанизма, обусловленный произошедшими на предыду-
щем этапе изменениями во взглядах, в область психоло-
гического исследования вводится метод эксперимента.
Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз,
Т. Циген, Г. Э. Спенсер.
Заслугами ассоцианистов являются:
- введение в область психологического знания и даль-
нейшее развитие понятия опытного, прижизненного фор-
мирования содержаний сознания, что стимулировало
развитие педагогики и формирование многих законов
обучения и развития;
- введение понятия и теории ассоциации, которые так-
же оказали существенное влияние на изучение законов
приобретения знаний и научения;
35. Учение об ассоциациях Т. Брауна
Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду
в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основ-
ные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдви-
гает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышле-
нии, ощущениях.
1. На появление в сознании той или иной ассоциации
влияют физиологические особенности индивида, напри-
мер природные задатки, состояние его здоровья, а также
особенности производимого внешним объектом воздей-
ствия на органы чувств (а именно их сила и новизна), ко-
торые, в свою очередь, продуцируют ощущения.
2. Процесс мышления определяется как выдвижение из
множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных
ассоциаций той, которая максимально соответствует ре-
шению поставленной задачи.
3. Душевные явления не подчинены материальным суб-
станциям организма, в частности мозгу, а существуют по
собственным, внутренним законам, которые открываются
только в самонаблюдении.
4. Все душевные операции делятся на два вида: первый
вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания
локализуются в различных участках мозга, второй вид - от-
носительные внушения - это все остальные связи.
5. Метод самонаблюдения является единственно вер-
ным методом исследования сознания.
6. Механистическое объяснение всех душевных явле-
ний: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме
составляющих его более простых.
7. Биологизированное понимание человеческих по-
требностей, т, е. признание первичности жизненно важ-
36. Ас еская
А-
19
концепция Дж. Ст. Милля
Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и эко-
номист, является представителем классического ассо-
цианизма. Им утверждаются следующие законы функ-
ционирования и особенности психики человека.
1. Рассмотрение сознания с механистической точки
зрения, как машины, функционирующей на основе зако-
нов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а толь-
ко идеи и представления, полученные опытным путем и
сформированные из простейших ощущений.
2. Все идеи и представления формируются лишь на
основе ощущений по законам ассоциации, которые по-
зволяют идеям и представлениям изменяться, соединять-
ся и группироваться друг с другом.
3. Выделение трех основных законов формирования
ассоциаций:
- процесс зарождения и порядок идей через ассоциа-
цию их с исходными ощущениями зависят от состояния и
порядка существования оригиналов этих идей - самих
ощущений;
- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем
сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления
за ним каких-либо идей;
- частота повторения ощущения прямо пропорцио-
нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно
и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-
ление за ним соответствующей идеи.
4. Описание интеллектуальной деятельности, в част-
ности памяти, как поэтапного процесса припоминания
через ассоциацию:
- ≪узаконивание≫ самонаблюдения и эксперимента как
основных методов исследования в психологии.
У данной концепции существуют следующие недостат-
ки и заблуждения:
- признание только опытных, прижизненно сформиро-
ванных феноменов и содержаний сознания, выведение их
.-.г чувств и ощущений, отрицание врожденных особенно-
стей человека как имеющих достаточное влияние на его
развитие;
- описательность самой концепции, отсутствие средств
для объяснения процессов и явлений душевной жизни;
- отказ от изучения мышления, способностей, особен-
ностей поведения личности без привязывания их к фено-
мену ассоциации или области чувств и ощущений.
6. Выделяются следующие причины, обусловливающие
степень интенсивности, ясности представления и нахож-
дение его ка одном из трех уровней сознания:
- сила впечатления, обусловленная уровнем его значи-