Знание стихотворения, которое запомнил человек, выучив наизусть, имеет всепризнаки привычки. Как и привычка, оно приобретено посредством повторения одного и того же усилия. Как и привычка, оно потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного действия.
Наконец, как всякое привычное упражнение человеческого тела, оно включено в механизм, который весь целиком приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую систему автоматических движений, которые следуют друг за другом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинаковое время.
Напротив, воспоминание какого-либо определенного чтения, например, второго или третьего, не имеет ни одного из признаков привычки. Его образ, очевидно, запечатлелся в памяти сразу, ибо другие чтения, по самому определению, суть отличные от него воспоминания. Это как бы событие жизни; для него существенна определенная дата, а, следовательно, невозможность повторяться. Все, что присоединили к нему позднейшие чтения, могло явиться лишь изменением его первоначальной природы; и если усилие вызвать в памяти этот образ становится тем легче, чем чаще человек его повторяет, то самый образ, рассматриваемый в себе, конечно, уже с самого начала таков, каким он останется навсегда.
Быть может, скажут, что эти два вида памяти—воспоминание отдельного чтения и знание урока — различаются между собой лишь количественно, что последовательные образы, возникающие при каждом чтении, накладываются друг на друга и что выученный урок есть просто составной образ, являющийся результатом такого наложения. Бесспорно, что каждое из последовательных чтений отличается от предыдущего, между прочим, тем, что урок оказывается лучше выученным.
Несомненно, однако, и то, что каждое из них, рассматриваемое именно как новое прочитывание, а не как все лучше и лучше усвояемый урок, абсолютно довлеет себе, пребывает в том виде, в каком оно раз осуществилось, и образует вместе со всеми сопровождающими обстоятельствами несводимый момент истории.
Мы можем представить себе две теоретически самостоятельные и независимые друг от друга памяти.
Первая регистрирует в форме образов-воспоминаний все события нашей повседневной жизни, по мере того как они развертываются во времени; она не пренебрегает никакой подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без всякой задней мысли о пользе или практическою применении, но просто в силу естественной необходимости становится она складочным местом для прошлого.
Благодаря ей наш разум, или, лучше сказать, рассудок, получает возможность узнать какое-нибудь уже испытанное раньше восприятие; к ней мы прибегаем всякий раз, когда в поисках известного образа поднимаемся по склону нашей прошлой жизни. Но всякое восприятие продолжается в зачаточное действие; и по мере того как однажды воспринятые нами образы закрепляются, выстраиваясь один за другим вдоль этой памяти, продолжающие их движения видоизменяют организм, создавая в нашем теле новые предрасположения к действию. Так складывается опыт совершенно нового рода, который отлагает в теле ряд вполне выработанных механизмов, выполняющих все более и более многочисленные и разнообразные реакции на внешние раздражения, дающих совершенно готовые ответы на непрерывно растущее число возможных запросов. Мы сознаем, эти механизмы в тот момент, когда они вступают в действие, и это сознание всех прошлых усилий, скопившихся в настоящем, все еще есть память, но память, глубоко отличная от охарактеризованной выше, всегда устремленная к действию, пребывающая в настоящем и не видящая ничего, кроме будущего. От прошлого она удержала только разумно координированные движения, представляющие собой накопленные усилия; она обретает эти прошлые усилия не в отражающих их образах-воспоминаниях, а в том строгом порядке и систематическом характере, которыми отличаются движения, выполняемые нами в настоящее время. По правде, говоря, она уже не дает нам представления о нашем прошлом, она его разыгрывает; и если она все-таки заслуживает наименования памяти, то уже не потому, что сохраняет образы прошлого, а потому что продолжает их полезное действие вплоть до настоящего момента.
Из этих двух памятей, из которых одна воображает, а другая повторяет, последняя может замещать собой первую и зачастую даже создавать се иллюзию.
14.Манеры и логика действия.
Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими.
Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.
Факторы притягивающих манер:
· выразительность;
· воспитанность;
· открытость;
· логика действий;
· приличная жестикуляция.
В логике действий человека присутствуют:
1. общее, обязательное – поэтому мир других людей доступен пониманию;
2. нечто менее общее – характерное для определенной категории людей: мужчины - женщины
взрослые – дети
жители Севера - южане и т.д.
3. сугубо индивидуальное
поэтому дети не понимают взрослых
невоспитанные – хорошо воспитанные люди
грязнуля – чистоплотный и т.д.
15. Методы развития воображения.
Развитие воображения – это совершенствование в умении создавать мыслительные образы.
Методы развития воображения.
· Метод агглютинации – получение нового путем присоединения к одному объекту признаков другого.
· Метод расчленения – получение нового в результате разъединения частей объекта.
· Метод комбинирования – объединение исходных элементов по конкретной логической схеме.
· Метод замещения – замена старых элементов более эффективными.
· Метод аналогии – создание нового по аналогии (сходству) с известным.
16. Смысл речи: роль и значение в общении.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Различают два вида речи:
1.внешняя (письменная и устная);
2.внутренняя (фаза планирования поступка).
Краткая характеристика речи:
Информированность – ценность сообщаемых фактов и способность к общению.
Понятливость – взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся.
Выразительность – ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями прямого и переносного значения.
Речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических средств и правил общения.
17. Самосовершенствование: пути и возможности.
Работая над развитием своей личности, следует обращать внимание, прежде всего на совершенствование сознания и навыков успешного поведения.
Нужно отдавать себе отчет и сознавать свои положительные качества.
Нужно утвердиться в мысли, что Вы обладаете качествами, которые хотите развить, и все время подтверждать это, работать над развитием желаемых качеств.
Нужно почаще представлять, что Вы преуспели в своем ремесле и Ваши усилия признаны другими людьми.
Нужно постоянно укреплять уверенность в своих силах и владении ситуацией.
18. Логические законы речевой коммуникации.
Логичность речи– важная составляющая ее содержательности.
Логические законы речевой коммуникации19. Закономерности межличностных взаимоотношений.
К закономерностям межличностных взаимоотношений относятся:
I. Зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур (закон неопределенного отклика).
II. Неадекватность отображения человека человеком.
· Человек слишком сложен.
· Человек осознанно и неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности.
· Нередко человек не может дать о себе информацию, просто потому, что не знает себя.
III. Неадекватность самооценки.
IV.Расщепления смысла информации и его причины:
· Различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка:
· Различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях и психическом состоянии общающихся.
V. Самосохранение.
VI.Компенсация. Недостаток одних качеств, сознательно или бессознательно, компенсируется другими.
20. Специальные средства воздействия.
Специальные невербальные средства воздействия:
а) Пауза;
б) Понижение, повышение, усиление, ослабление звука;
в) Темп речи.
21. Условия доверительности отношений.
Условия доверительности отношений:
· Открытая демонстрация своих намерений.
· Проявление теплоты и доброжелательности по отношению к партнеру.
· Деловая компетентность.
· Убедительные манеры.
· Устранение недопонимания.
22. Принципы принятия решений.
Принципы принятия решений:
· Прежде чем вникать в детали, постарайтесь лучше представить проблему в целом;
· Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты;
· Сомневайтесь;
· Стремитесь взглянуть на проблему с разных точек зрения, даже при минимальных шансах;