Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 3 из 19)

Человек существо социальное, он включѐн в общественную систему, в том числе и благодаря его сознательной целесообразной деятельности, которая по своей сути носит общественный характер. Само общество возникает как результат общей деятельности, осуществляемой людьми, которая и становится интегрирующим фактором.

Деятельность представляет собой универсальный способ бытия человека и в мире вообще, и в обществе, и в частности. Посредством деятельности человек обнаруживает свою сущностную определѐнность, прежде всего деятельность людей, включает в себя освоение их исторического опыта, что формирует основу последующей творческой деятельности и представляет собой, по сути, механизм социализации индивида, обеспечивающий преемственность (И.С. Кон, Ю.К. Плетников).

Античная философия противопоставляла творческую деятельность человека как нечто преходящее вечному бытию. Вместе с тем в философии Платона творческая личность (философ) в ее стремлении к познанию обращается к высшему созерцанию сущности мира, идее Блага. В средние века, как правило, феномен творчества теологизируется и мистифицируется. Верховным субъектом творчества предстает Бог; человеку же отводится роль канала, посредством которого изъявляется его воля. Становление творческой саморефлексии происходит в эпоху Ренессанса; в творческом акте личность уподобляется божественным силам.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения [59]. Г. Гегель рассматривал творческую деятельность, как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие [60]. К. Маркс рассматривал становление личности в результате предметнодеятельностного характера взаимоотношения человека и мира; творчеству он отводил роль одной из разновидности человеческой деятельности [61].

Ф. Ницше, критикуя современную ему культуру, видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека. С интуитивистских позиций рассматривал данную проблему А. Бергсон. Он утверждал, что эволюция природы представляет собой постоянное рождение нового, то есть процесс творчества, спонтанный и непредсказуемый.

В философских произведениях А. Камю творчество осмысливается как экзистенциальная проблема личности, как бунт против абсурдности существования в действительном мире; творчество представляется ему способом преодоления абсурда. Ж. П. Сартр рассматривает творчество как средство созидания собственной личности творческого субъекта [62].

В русской философии В. Соловьев рассматривал творчество как средство, которым человек стремится выразить ценности Красоты, Истины и Добра и постигнуть сущность «всеединства».

Свободному творческому самоопределению личности посвящены работы Н. А. Бердяева. Философ полагал, что способность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает свое существование.

Творчество представляет собой вид деятельности, характеризующийся при этом рядом особенностей:

творчество представляет создание нового, уникального, оригинального, посредством чего в мир привносятся изменения, что, с одной стороны, расширяет границы неизведанного, создавая при этом новые поля для дальнейших исследований, с другой – открывает совсем новые возможности, до этого казавшиеся нереальными;
творчество есть сознательная целесообразная деятельность. Выбор целей, как правило, сопряжѐн с проблематикой ценностных ориентаций личности;
современные исследования проблематики творчества, акцентируют внимание на особенностях личности, которая раскрывается как деятельностный субъект, формирующие своѐ бытие согласно собственной свободной воли. Творчество представляет собой деятельность свободную;
созидание нового сопряжено с критикой, а порой отрицанием старого, в связи с чем, актуализируется вопрос о взаимоотношении творчества и традиций. С одной стороны, возникновение нового способствует радикальному переосмыслению действительности, с другой, – невозможно представить исторический процесс без сохранения элементов предшествующего. Новое и традиционное взаимодополняют друг друга в социальном процессе;
творчество включает в себя элементы как продуктивного, так и репродуктивного. Продуктивная деятельность преобладает в творчестве, однако, репродуктивная также имеет творческое содержание, ведь зачастую воспроизведение существующего в чистом виде невозможно, в повторении также обнаруживается элемент привнесенного нового.

1.1.2 Амбивалентность творческой деятельности

«Нашей творческой мысли затеи неразрывны с дыханьем расплаты; сотворяют огонь – прометеи, применяют огонь – геростраты».

Игорь Губерман

В жизни так случается, что не всякий результат творческой деятельности находит свое признание и одобрение со стороны общества, поскольку может оказаться негуманным по своей сути.

Творческая деятельность, вносящая нечто новое в нашу действительность, не всегда может являться конструктивной, и способствовать гармонизации бытия. Результат творческого воздействия может оказаться даже асоциальным, вызывать регрессивные изменения в окружающей среде и обществе, а потому представлять опасность для будущего.

В творчестве, личность выявляет и осознаѐт как границы мира, так и свои собственные. Творчество стремится изменить существующие границы бытия, расширяя поле исследования.

В творчестве может присутствовать элемент разрушения. При этом следует иметь в виду, что разрушение может выступать в качестве всего лишь переходной стадии, тогда оно принимает форму критики предшествующего состояния, а возникающее в ходе преодоления старого, новое в представлении творческой личности ассоциируется с более совершенной формой бытия. Даже в радикальных формах творчества, таких, как нигилизм или творчество маргинальных групп, разрушительный элемент наличествует как необходимый этап для построения нового.

Иная тенденция наблюдается, когда разрушение превращается в самоцель. В этом случае творчество проявляется во всей своей деструктивной форме.

Однако здесь следует иметь в виду, что, во-первых, не всегда последствия творческой деятельности прогнозируемы, а между тем они могут нести с собой угрозу, во-вторых, личность не всегда осознает, или способна, нести ответственность за результаты своей деятельности (Г.С.

Киселѐв, В.А. Кутырѐв, С.В. Максимова).

Еще один аспект результата творческой деятельности – она не всегда адекватно оценивается современниками. Так, гениальное произведение может оказаться непонятым, а сомнительная, непроверенная теория – приобрести широкую популярность.

Амбивалентные проявления творчества могут обнаруживаться также:

в явлениях модерна и постмодернизма;

в массовой постиндустриальной культуре, как выполнение функции

неспециализированной социализации и замещение ценности творческого продукта - прибыльностью.

1.1.3Механизмы творчества

Итак, как же проявляет себя «творец»? Ведь в реальности, грани его творчества размыты и не определены. В свое время о загадочности процесса художественного творчества говорил Эммануил Кант: «...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому, что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. Итак, в научной области величайший изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически». Здесь мне представляется конкретное специфическое отличие, а именно в том, что «творец» художественного плана, способен подчинять своей мысли, манипулирование представлениями, образами, чувствами, согласно поставленных перед ним, задач. Центральным моментом в творческом процессе является связывание вещей и явлений, которые обычно воспринимаются оторванными друг от друга.

Обычно, любая возникающая перед человеком задача или проблема, решается «плавно», основываясь на опыте самого человека у которого уже имеются готовые логические программы, и не сопровождается существенными сдвигами в эмоциональном состоянии. Но когда при применении конкретных логических приемов, человек натыкается на созданную им же, стену, неверных и ошибочных замыслов. Где готовые логические приемы не годятся, а исходная субъективная логика не подтверждается практикой, и человеку не хватает для решения наличных знаний. Все возможные варианты иссякли и в наступившем состоянии «внутреннего безмолвия», происходит некий катарсис, при котором, человек внутренне изменяется, превращаясь в «творца» начинающего «менять» реальность. Естественно, это происходит на пике эмоционального состояния человека, неспособного разрешить задачу, общепринятыми, как бы логически верными инструментами. Неадекватность уже имеющихся программ и превращает на первый взгляд обычную задачу, в творческую, решить которую, теперь возможно лишь с помощью интуиции.