Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 7 из 19)

1.2.2.2 Современная психология о личностных особенностях

художника, как творческой личности

Современная психология, развивающаяся в тесном союзе с эстетикой и философией, нейрофизиологией и социологией искусства, обогатила традиционные взгляды на рассматриваемые проблемы рядом новаций. Если обобщить их, то можно составить следующий перечень особенностей личности художника:

- Центральным моментом в творческом процессе является умение сочетать рациональное и иррациональное в творческой деятельности. «Художник – подчеркивает О.А. Кривцун, – предстает перед нами одновременно как «безумец, захваченный иррациональным порывом, и ремесленник, самым изощренным образом упражняющий свой исполнительский разум»[15]. Многие выдающиеся деятели искусства отмечали, что вдохновение как некий иррациональный порыв, выводящий из бездны подсознания нужные образы, сюжеты, мелодии и т.п., хотя и необходим творцу, но обязательно должен сочетаться с кропотливой работой по созданию произведения, с трудом и профессионализмом. В этом отношении показательно мнение композитора И.Ф. Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Я далек от того, чтобы совсем отрицать вдохновение. Напротив, вдохновение – движущая сила, которая присутствует в любой человеческой деятельности... Но эта сила приводится в действие усилием, а усилие – это и есть труд»[16].

- Развитая способность к эмпатии, проявляющаяся не только в умении понимать другого человека, глубоко проникать в его внутренний мир, но и «в способности и потребности жить в вымышленных ролях», сопровождаемая «самоидентификацией, то с одним, то с другим персонажем»[17]. Однако проживание сразу нескольких жизней, как подчеркивают сами художники, вносит в жизнь творца заметную дисгармонию, поэтому Г. Гейне называл такое «переселение душ» болезненным состоянием. Самоидентификация художника со своим персонажем может заходить настолько далеко, что может вызвать у него различные психические и психофизиологические реакции. «Когда я описывал отравление Эммы Бовари, – отмечал Г. Флобер, – то на самом деле ощутил во рту вкус мышьяка, чувствовал, что отравился, дважды мне становилось не на шутку плохо, так плохо, что меня даже вырвало»[18].

- Андрогинность как сочетание в характере и мужских и женских черт. В сущности, андрогинность художника детерминируется его высокой способностью к эмпатии. Абсолютно мужественный мужчина, как и совершенно женственная женщина вряд ли смогут глубоко понять представителя противоположного пола. Чтобы понять женщину, мужчине надо быть самому в достаточной мере женственным, отсюда такие типично женские черты, присущие многим художникам-мужчинам, как сентиментальность, чувствительность, плаксивость, ранимость, стремление нравиться, экстравагантность, импульсивность и т.п. Напротив, женщиныхудожники в большей степени, чем обычная среднестатистическая женщина, отличаются настойчивостью, самообладанием, силой воли, агрессивностью[19]. На андрогинности как важной черте художника, творца настаивали такие философы, как Платон, Я. Беме, Фр. Баадер, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев[20]. При этом следует подчеркнуть, что в современной психологии маскулинность и фемининность выступают не как альтернативы, а как независимые измерения, поэтому «индивид может одновременно иметь высокие показатели по шкалам маскулинности и фемининности. В этом случае он будет обладать свойством андрогинности»[21]. Иными словами, ярко выраженные женские черты в характере и поведении художника могут вполне сочетаться с типично мужскими чертами.

В рамках психологии искусства также проводятся эмпирические исследования, направленные на выявление характерных особенностей личности художников. Наибольшую известность получили данные, полученные американским ученым Ф. Барроном на основе изучения 56 писателей-профессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве[22]. В результате Ф. Баррон выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:

высокий уровень интеллекта;
склонность к интеллектуальным и познавательным темам;
красноречие, умение ясно выражать мысли;
личная независимость;
умелое пользование приемами эстетического воздействия;
продуктивность;
склонность к философским проблемам;
стремление к самовыражению;
широкий круг интересов;
оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс

мышления;

интересная, привлекающая внимание личность;
честность, откровенность, искренность в общении с другими;
соответствие поведения этическим нормам.

В результате был разработан специальный тест Баррона-Уелша для определения литературных способностей, а также другие аналогичные методики: тест рисуночных суждений, профиль музыкальных склонностей, тест музыкальных способностей Сишора и др. [23].

Из перечисленного списка наиболее нетривиальными, являются такие особенности художника, как личная независимость, широкий круг интересов, этичность в поведении и, наконец, искренность.

1.2.3. Личность читателя, как субъекта коммуникации

Читатель, как субъект коммуникации, исследовался не только многими науками, но и с разных позиций. Дихотомия отношений читателя и автора составляет значительную часть истории литературы. На протяжении многих столетий право текста и право его автора казались неприкасаемыми. Проблема читателя занимала определенное место в научных теориях взаимодействия автора и его произведения, их влияния на читателя. В ХХ столетии эта проблема приобретает все большее значение и исследуется в рамках философии, социологии, педагогики, психологии, литературоведения, поэтики, эстетики, лингвосемиотики, лингвостилистики, анализа дискурса

[28].

Последние несколько десятилетий, растет интерес, к описанию адресата художественной коммуникации как одной из стыковых проблем гуманитарных наук и имеет своим источником введение в фокус научных исследований рассмотрения феномена жизни, в центре которой находится человек со всеми его психическими составляющими и состояниями, формами социального существования и культурной деятельности [29:30].

Современная наука оперирует широким спектром терминов, которые обозначают читателя: - адресат, реципиент, партнер по коммуникации, собеседник, слушатель, интерактант; респондент [31]. Что свидетельствует о важности роли категории читателя, многозначности этого понятия.

Категория читателя оставалась на периферии гуманитарных наук до шестидесятых годов ХХ столетия, за исключением некоторых исследований по социологии и психологии. В словаре В. И. Даля читатель определяется как «человек, читающий книги для себя» [32].

Читателю отводилось так мало внимания потому, что авангардисты поддерживали миф о том, что настоящему творчеству публика не нужна. Их стратегия, как известно, привела к полному коммуникативному провалу в «общении» с реципиентами.

Отметим одно из произведений, сыгравшее важную роль в изменении общей парадигмы текстуальной интерпретации, - это произведение Р. Барта «Смерть автора», которое писатель заканчивает известным афоризмом:

«Рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора» [33].

Постепенно принцип приемственности трансформировался в тезис о том, что читательская реакция определена, прежде всего, специфическими операциями текста. И само текстовое содержание произведения, начинает рассматриваться как исторически открытое явление, ценность и смысл которого – исторически движимы, изменчивы и такие, что могут поддаваться операциям переосмысления.

В 60-70-х годах ХХ века особое внимание уделяется

взаимоотношениям писателя и читателя, потому как, читатель это тот, для кого непосредственно создает свое произведение, писатель. В литературной жизни большое значение имеет то, как читатели воспринимают художественные произведения[34].

В связи с чем, поднимается вопрос о рецептивной эстетике, обозначенной американским метазнаком – «критика читательской реакции». Здесь характерно смещение внимания с проблем творчества - на проблему его восприятия. То есть, происходит ориентация на уровень сознания воспринимающей личности.

Многие ученые сходятся во мнении, что в схеме «автор-текстчитатель», на первом месте находится именно читатель. Поскольку книга, как и любое другое произведение искусства, является мертвой до тех пор, пока реципиент не ознакомится с ее содержимым. Согласно этой формуле, необходимо дать читателю, именно «соответствующую» книгу, поскольку восприятие одной и той же книги у разных читателей разное [35].

Характер влияния книги на читателя зависит не от книги, а от психологических особенностей самого читателя [36]. Как нельзя говорить о существовании читателя без книги, так нельзя представить себе социальной роли книги без читателя, как объекта влияния на реципиента, непосредственно самого содержания книги. В. Иванушкин предложил следующее определение читателя: «социологическая личность, которая вступает в определенный контакт с содержанием и формой книги», - и тут же он подчеркивал, что психика читателя не является пассивным реципиентом мыслей, а является критичной, даже при незначительном интеллектуальном развитии, и является аппаратом, который корректирует авторские мысли в соответствии со своими ценностными ориентирами, целями и мотивами [35].