Субъект-адресат – прагмасемантический адресат, который объединяет свойства реципиента (способность воспринимать) и респондента (способность реагировать и отвечать), представленный в структуре коммуникативно-речевого акта как функционально равный говорящему субъект речи, то есть как другой субъект речи, который соотносится с первым. Функциональной разновидностью субъекта-адресата является интенциональный адресат – прагмасемантический «пердадресат», который еще не реализовал присущие ему свойства респондента.
На текстовом уровне субъект-адресат реализуется в творческой сущности автора, то есть превращается в автора-адресата.
На основании всего выше сказанного, можно рассматривать читателя непосредственно как субъекта коммуникации, способного реагировать и высказывать свою точку зрения.
Чтобы продолжить дальнейшее повествование о способности влияния образов художественного произведения, следует немного расширить спектр понятий об «образе» вообще и постараться определить, какую же роль он играет в жизни каждого человека.
Какой либо «образ», создаваемый самим индивидом или примеряемый им в уже готовой форме, может являться для человека одним из способов адаптации к условиям внешней среды. Иными словами, внутреннее состояние человека, на сознательном и бессознательном уровне, как бы погружается в своего рода защитную оболочку (некий «образ», созданный в соответствии с условиями и требованиями внешней среды). И пред нами, предстает – можно сказать, ложный «внутренний мир» данного индивида, главным образом, - мир его иллюзий. В связи с этим, «образ», можно соотнести с предложенным К. Г. Юнгом понятием архитипичной фигуры бессознательного – персоны. «Образ» здесь, является одним из многих составляющих бессознательного, сопровождающих человека не только на протяжении всей его жизни, но и формирующий те стереотипы восприятия, - которые остаются в памяти окружавших его людей и после физической смерти индивида [56].
Согласно вышесказанному, понятие «образа» - является ключевой позицией психического составляющего индивида. Вывод, при данной точке зрения, напрашивается следующий – «образ», - принятый или непосредственно созданный индивидом, есть лейтмотив его поведения.
В данном ракурсе, - «образ» - не что иное, как вымышленное (иллюзорное) представление индивида, как о себе, так и о внешней среде. Причем представление это – напрямую исходит из стереотипического понимания имеющихся у него представлений о мире и характерах, населяющих этот мир людей. Как следствие, сформированный образ не только меняет истинность индивида (в соответствии с его внутренним содержанием), но и изменяет его мироощущение. Меняет взгляды человека на жизнь. И происходит это потому, что индивид, сживается с вновь обретенным или с вновь сформированным образом.
В данном случае, новый образ со всеми его представлениями о социуме, вытесняет прежний. Некогда считавшийся - истинным.
По всей видимости, сходный эффект достигается и при личностном росте индивида, когда изменяется его внутреннее содержание. Когда наблюдается – перерождение личности. В таких случаях изменяется иерархия ценностей, и меняется восприятие жизни. Происходит новый анализ действительности. Личность самосовершенствуется, и потому вполне оправданным будет выглядеть тот факт, что индивид – и меняет свой образ, (с которым он, прежде всего, ассоциируется во мнении окружающих). Так или иначе, происходит перестройка своих мыслей, и как следствие его желаний и поступков – в соответствии с новым, измененным представлением о себе.
И в этом, есть значение «образа» в жизни человека [56].
Теперь обратимся к образу, художественного плана.
Механизмы воздействия на психику человека при помощи различных форм литературно-художественных произведений, известны уже довольно давно. Причем, читатель художественного произведения ставится в довольно жесткие рамки вынужденного принятия художественных образов (образов жизни, посредством образов главных героев). Однако здесь нужно заметить, что при чтении художественной литературы рождающиеся образы зависят исключительно от интеллектуальных способностей читателя, которые уже были заложены в него или им наработаны в процессе жизненного пути.
При этом, в первую очередь, конечно же, «атакуется» - бессознательное. Получаемая информация, сама будет впитываться в подсознание. Причем, даже если произведение ничем не запомнилось читателю, по пришествию времени, даже нескольких десятков лет, - эта информация может быть выброшена памятью в сознание, самым неожиданным образом. Даже возможно, к превеликому нашему удивлению.
И в большинстве случаев, - именно она, в последующем, будет диктовать некие условия поведения читателей, являя собой их мотивационную составляющую.
Это хорошо знали идеологи коммунистической партии Советского Союза. Потому и выходила тогда, в большинстве случаев, вполне идеологическая проза, которая с художественной точки зрения в некоторых случаях была весьма спорной, но вот воздействие на массы имела колоссальное.
Несомненно, психика читателя изменяется и зависит от общественной идеологии. В. Иванушкин вывел «формулу процесса чтения и освоения книги», которая устанавливала отношения между:
статическими признаками читателя (а) – состояние здоровья, темперамент, природные способности, наследственность, система образования в детстве; динамическими признаками (b) – классовая принадлежность, интеллектуальное развитие, специальность и особенности трудовой деятельности, опыт чтения, лексический запас, влияние общественной идеологии; свойствами книги как объекта потребления (с) и коэффициентом освоения книги читателем (d). Формула влияния книги на читателя - с : (a+b) = d [35].Изучение влияния художественного произведения на читателя – на реального (эмпирического) или на потенциального (гипотетического) – первоначально восходит к принципу диалога, впервые введенному в качестве методологического ориентира В. Гумбольдтом. Вслед за В. Гумбольдтом и А. Белецким, Д. Чижевський считает: «книга не является монологом, а диалогом с «абстрактным» собеседником [37].
В подобном плане, «общение» с произведениями искусства может быть целительно для публики, ибо способствует разрядке эмоций (катарсису), снижению психологических напряжений, а иногда и повторному проживанию травмирующих событий, а также улучшению самопонимания.
Сегодня появился такой метод психотерапии, как библиотерапия, основное содержание которого сводится к использованию специально подобранных (в соответствии с проблемой клиента) литературных произведений. Библиотерапия обычно служит предварительной стадией, своего рода «самотерапией» клиента перед активной фазой терапии – работой в очном контакте с психотерапевтом. При этом важно не просто прочитать рекомендованную книгу, а ее осмыслить, что достигается через написание отзывов (сочинений, эссе) по поводу прочитанного произведения. Библиотерапия используется для углубления самопонимания, развития эмпатии, усиления уверенности в себе, проникновения в суть собственных психологических трудностей[6].
В настоящее время сложилось достаточное количество дефиниций понятия «художественный образ», раскрывающих его содержание в определенных рамках научных интересов. Теория познания использует понятие «образ» в его гносеологическом аспекте. Психология; трактует художественный образ как аспект понятия «образ» в связи с восприятием человеком мира. В конкретных областях искусствознания понятие «художественный образ» раскрывается либо в специфической форме познавательного отношения, либо в метафорической форме, или же рассматривается внутри системы понятий, где его содержание теряется. Общепринятой точкой зрения стало отождествление понятия «художественный образ» или с произведением искусства, или с субъективным процессом восприятия художественного произведения реципиентом, или с воплощенным в произведении замыслом художника. Обилие существующих концепций и принципов трактовки данного понятия раскрывает отдельные его грани, но не сводится к целостному определению многогранной сущности художественного образа, объединяющего собой диалектический процесс художественного сотворчества от отношения художника и художественного материала до восприятия произведения искусства реципиентом.
Понятие «художественный образ» разрабатывается целым спектром гуманитарных наук: философией, эстетикой, психологией, искусствоведением, лингвистикой, политологией. Все многообразие существующих концепций и теорий понятия «художественный образ» рассматривает его преимущественно со стороны либо объективного содержания, либо субъективного. В истории западноевропейской философии происходит постепенный перенос акцента с трансцендентального содержания образа (объективистские концепции теории «художественного образа») на психическое (субъективистские концепции теории
«художественного образа»).
Объективистский подход к теории «художественного образа» связан с именами Платона, Аристотеля, Порфирия, Прокла, византийских средневековых религиозных мыслителей: Максима Исповедника, Феодора Студита, Иоанна Дамаскина, западнохристианских мыслителей: Августина Аврелия, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Ричарда Сен-Викторского.
Ренессансное понимание «художественного образа» принадлежит М. Фичино и Д. Бруно. Значительный вклад в новую концепцию «художественного образа» был сделан Р. Декартом, теория которого способствовала перемещению приоритета человеческой субъективной рациональности как источника бытия и истины перед объективной сущностью. Следующий значительный шаг в формировании концепции